Тод_Самый написал:
Раз уж Вы взялись комментировать Достоевского...
- то как Вы прокомментируете свой ник, прочтенный наоборот?(вопрос Водвораха)
- а моя просьба прокомментировать вот этот фильм:
my.mail.ru/video/mail/kalipson25/24636/24673.html#video=/mail/kalipson25/24636/24673
Простите, уважаемый Тод_Самый, но мне кажется, что ни первый, ни второй комментарии к делу комментирования творчества Ф.М. Достоевского не относятся.
Элиста написал:
Уважаемый Нильс, позвольте спросить: Вы с кем и о чем полемизируете?
С кем? Да вроде как с Вами, уважаемый Элиста. О чём? Именно о том, что Вам кажется не требующим критики.
Элиста написал:
niles
Повторю тезис предложенной мною темы «Русская литература в составе еврейской матрицы». Он прост: как талмуд сделал из древнего израильтянина нынешнего еврея, так ВРЛ («великая русская литература») сделала из русского человека – совка.
Уважаемый Нильс, в столь нелепой формулировке Ваш тезис даже не требует критики.
А по-Вашему формулировка должна быть иной? По-Вашему должны быть отделены левые от правых, прокагальные литераторы от антикагальных, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев от И.С. Никитина и других? Ну а Нильс, который всех писателей (за исключением Иоанна Златоуста) во враги русского человека записывает, не выдерживает критики?
Итак, о чем мы спорим, уважаемый Элиста, когда против одних имён выставляем другие? Кстати, благодарю Вас за предоставленную возможность ознакомиться с творчеством Ивана Саввича Никитина. В свою очередь хочу предложить Вам ссылку на творчество современного Никитина - поэта и актёра Николая Мельникова.
http://redactor3.narod.ru/stihi/russkiykrest.htm
О чём, например, спорят два профессора Московской духовной академии диакон А.Кураев и М.М. Дунаев († 2008)?
http://www.inform-relig.ru/video/detail.php?ID=605
О чём спорили славянофилы и западники? О чём спорили «красные» и «белые» уже не на перьях, но на штыках?
Все эти споры не выходят из границ еврейской матрицы и решают лишь то, в каком направлении в пределах этой матрицы двигаться: прямо, направо или налево.
Идти ли к антихристу прямым путём или околицей? Славянофилы и И.С. Никитин предлагали идти русскими огородами, западники – американским хайвеем. Разница, конечно, есть, но не существенная.
«Давайте воцерковим наркотики», - провокативно предлагает в начале своего выступления М.М. Дунаев, не ведая того, что наркотик под названием «ВРЛ» он активно воцерковлял всю свою жизнь в том числе и с кафедры духовной академии. Конечно, по сравнению с рок-музыкой и «гарри потером» ВРЛ наркотик слабый, но чем он по сути отличается от них? Ничем.
В связи с вышеизложенным предлагаю расширенный взгляд на заданный уважаемым Мы_просто вопрос: «Так какую же задачу должна выполнять художественная литература в обществе?»
Этот взгляд пересекается с поднятыми Вами, уважаемый Элиста, на другой ветке вопросами: «почему же все-таки Истина, при всей ее невероятной привлекательности, узнаваемости и самодостаточности, раз за разом оказывается побиваема и распинаема еврейской лживой пропагандой и террором? Каков механизм умственной и нравственной деградации человечества, каким образом люди ожидовляются, забесовляются и постепенно превращаются в рабов кагала и служителей диавола?»
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Искусство. Какие образы вызывает в нашем воображении это слово? Картины, музеи, театры, выставки, консерватории и т.д. и т.п., в общем, всё противоположное церкви и молитве. Однако наукой из наук и художеством из художеств святые отцы называют Богообщение. И, конечно же, не ради красного словца называют они молитву искусством, но потому, что изначальная цель искусства в том и состояла, чтобы приближать человека к Богу.
И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона], резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела (Исх.31:1-5).
Вот подлинное искусство – строительство скинии свидения (причём, строительство не только руками, но словами, пением, обрядами и т.д.), а также строительство самого себя в храм Божий (ср.1Кор.3:16), и единственный неложный источник вдохновения такого строительства – Святой Дух. Поэтому из всех искусств важнейшим для нас, православных, является Богослужение.
И вправду, чем богослужение не искусство? Музыка, живопись, поэзия, сценическое действие – всё есть в нашем богослужении. Можно даже сказать, что богослужение это Божий театр, Божие представление, и никакого кощунства в этих словах не будет. По сути, удовлетворение всех своих эстетических потребностей человек может найти в православном богослужении.
Почему же он ищет такого удовлетворения на стороне? После иконописи любуется светской живописью, после церковного пения слушает эстрадную песню, после Псалтири читает поэзию Пушкина, после церковной службы смотрит художественный фильм? Хочется чего-то новенького? Или тяжело пребывать в постоянном общении с Богом? И почему Бог попускает быть искусству не церковному, т.е. ищущему вместо Богоугождения другую цель – человекоугождение?
Вопрос о том, почему человек ищет секулярного, светского, развлекающего, лёгкого искусства, решается легко. Потому что природа наша падшая. И она падает всё ниже и ниже от Бога. Но почему Бог попускает быть такому искусству? Потому ли только, что Он – многомилостив и терпеливо ждёт обращения заблудших? Или потому, что хочет посредством даже такого человекоугодного искусства научить Свои создания «разумному, доброму, вечному»?
На вопрос о том, почему Христос попускает быть светскому искусству, а не запрещает его существование, как, например, в ветхозаветные времена, когда творение кумиров преследовалось по закону вплоть до побиения камнями, можно ответить с помощью того же Ветхого Завета. Когда древние евреи вошли в землю обетованную, завоевали и заселили большую её часть, то есть во времена Судей, тогда воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, [сын Навин, на земле,] когда умирал, - чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса (Суд.2:20-23).
Итак, те чуждые древнему Израилю народы, которые были оставлены на земле обетованной для того, чтобы искушать его, я бы сравнил с девятью Музами, дочерьми Зевса, олицетворяющими девять сторон художественной деятельности человека: поэзию, музыку, танцы, трагедию, комедию и т.д. Эти Терпсихоры, Мельпомены, Талии и прочие музы призваны искушать новых израильтян, т.е. христиан, как в своё время искушали богоизбранный народ не изгнанные из земли обетованной народы на предмет того: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?
О том, что светское искусство попущено Богом для того, чтобы искушать верующих, говорит не только Ветхий, но и Новый Завет. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк.17:1,2). Эти Евангельские слова относятся ко всякого рода соблазнам, в том числе и к художественным, и они не могут не потрясать. Ещё бы! Человеколюбец Христос прямо говорит о смертной казни как о полезнейшем для искусителя наказании. Лучше ему умереть, нежели жить. Как так лучше? Что может быть хуже смерти? Уразуметь эти слова Господа, что лежать в море с камнем на шее, – это лучшая участь соблазнителя, может только верующий человек. Верующий и знающий, что со смертью жизнь не кончается, но продолжается вечно. И для вечной жизни лучше соблазнителю принять краткую телесную смерть, нежели мучиться вечно за то, что он соблазнил одного из малых сих.
С другой стороны, эти слова Евангелия от Луки не могут не вызвать таких вопросов. Почему Богом возвещается горе тем, кто приводит соблазны, если они необходимо должны придти? Почему лучше было бы соблазнителю, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, если он делает то, что надобно сделать – произвести соблазн?
Дело здесь в следующем. Соблазн – оборотная сторона свободы. Одно без другого быть не может, как не может быть лицевой стороны ткани без изнаночной. Попробуйте оторвать у ткани изнаночную сторону. Это, конечно, невозможно. В этом именно смысле надобно придти соблазнам (Мф.18:7) – в смысле невозможности оторвать соблазн от свободы, а не в том смысле, что соблазны непременно должны прийти.
То же с соблазнителями. Спрашивается, за что их топить, если они выполняют нужную общественную работу? За что, например, проклинать Иуду? Ведь не было бы его, не было бы крестной жертвы Спасителя, не было бы и нашего спасения. Стало быть, всем христианам надо поклониться Иуде за то, что он их спас своим предательством?
Или другой пример. Ждущие Господа должны прежде дождаться антихриста, ибо день Христов не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом…(2Фесс.2:3). Значит все, кто приближают воцарение антихриста (в том числе работники современного искусства, телевидения и интернета), приближают приход Господа. Значит, честь и слава всем труженикам антихриста, поскольку они приближают второе Христово пришествие?
К таким безумным выводам приходит тот, кто думает, что соблазн находится не внутри, но вне человека, что соблазн это некая внешняя сила, воздействие которой прекратится, стоит только отгородиться от неё. Да, конечно, можно оградить человека от соблазнов искусства, но это значило бы лишить его свободы. Можно потопить всех соблазнителей, но это значило бы потопить всех людей, потому что каждый прежде всего сам для себя, а потом уже для других – соблазнитель. Стало быть, весь вопрос о соблазнах заключается в том, как человек пользуется дарованной ему от Бога свободой, как он сам себя ограждает, насколько он сам, а не кто-то и не что-то, но сам человек, будучи своим самодержавным властителем, способен управлять собой, способен отделять подлинное искусство, приближающее его к Богу, от искусства лживого, прелестного, погибельного.
Не всякому искусству веруйте, возлюбленные, но испытывайте искусство: от Бога ли оно? Это видоизменённые слова апостола Иоанна Богослова: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Ин.4:1). Иными словами, важно уметь различать духов, воздействующих на людей через искусство.
До 1917 года в день Торжества Православия в православных храмах возглашались 12 анафематизмов. Первый из них: «Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема». Этой анафеме подпадает почти вся советская наука и культура, а вместе с ними все так называемые творческие работники бывшего СССР. Если же к этому анафематизму добавить другое: «Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема», то выходит, что почти всё, что мы видим, слышим и читаем вне церкви в так называемом искусстве – проклято.
Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Итак, исходя из того положения, что всё потребное для удовлетворения художественных потребностей человека имеется в церкви (а это несомненно так, потому что церковь является земным образом Небесного Царства), я считаю, что все другие образы, не входящие в церковный круг, только тогда полезны для души, когда с ними ведётся брань. Нецерковные образы могут научить христианина «разумному, доброму, вечному» только через войну с ними. Благословен Господь Бог мой, научай руце моя на ополчение, персты моя на брань (Пс.143:1) и ум мой на сопротивление мирским образам.
Если же образы мирского искусства претендуют на вхождение в церковный обиход, то они должны быть подвергнуты длительному испытанию. Причём, поскольку цена этого испытания самая высокая, а именно – спасение или гибель души, то проверка образов поэзии, живописи, музыки, претендующих на вхождение в церковное искусство, или даже на то, чтобы стоять рядом с церковным искусством (как, например, сейчас рядом с книгами святых отцов в церковных лавках стоят произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и т.д.), должна быть самой строгой.
Отредактировано niles (Пятница, 6 сентября, 2013г. 16:08:26)