Данила Ткаченко
«Родина», 2017
Признанный в мире российский фотограф сжёг деревню "ради искусства", и многие теперь хотят ему отомстить.
Зачем сожгли родную хату
Фотограф Данила Ткаченко, спаливший дома в заброшенной деревне Березово ради эффектных фотографий, - художник, ставящий проблему перед обществом, или наш российский Герострат?
«Люблю смотреть, как умирают избы»
До того как огненные фотографии подожженных деревенских домов завертелись на все соцсети, 28-летний Данила Ткаченко уже был успешным концептуальным фотографом. Лауреатом престижных международных премий, номинантом на премию Кандинского и даже обладателем персоналки в престижной швейцарской галерее Scopia. Но я, как и многие, о существовании художника Ткаченко узнала по проекту «Родина» и даже не благодаря проекту, а из-за возмущения фонда «Крохино», опубликовавшего в Фейсбуке пост про то, что художник поджег деревенские дома, чтобы сделать эти снимки: «Страна для этого творца не просто мертва, но и годится для любых экспериментов, какие придут в его одаренную голову».
Публикация вызвала бурную волну негодующих откликов. Появившиеся в сети специалисты по душевным болезням назвали художника пироманом и заявили о необходимости принудительного лечения. Публицист Егор Холмогоров вопрошал, русский ли вообще Ткаченко. Ценители русской деревянной избы интересовались, есть ли у художника дача, а не подпалить ли ее. Специалисты шумно сокрушались, что Ткаченко спалил дома с особо ценными наличниками, которые эти специалисты всю жизнь мечтали сфотографировать, да что-то им мешало.
Палить, нельзя помиловать
Немало нашлось и тех, кто поддержал Ткаченко. Причем не фрики и вандалы, а вполне грамотные люди, умеющие ясно и точно сформулировать свою мысль. Например, фотографы и художники. По их мнению, наша Родина в огне и хорошо, что хоть кто-то это заметил.
- Все набросились с проклятиями на Данилу, но никто и пальцем не ударит, чтобы поправить положение с деревнями. То есть они как умирали, так и продолжат умирать. И это безразличие и безнадежность тоже важнейший эффект от проекта, - считает фотограф Юрий Соколов.
Негодование по поводу уничтоженной старины разделили даже не все историки.
- Абсурдно обвинять художника в том, что происходит повсеместно, - говорит историк Михаил Коробко. - Мы теряем деревни с советского времени. Причем многое уничтожается именно с помощью поджогов. Посмотрите на деревни под Питером, превращенные в коттеджные поселки. Новые хозяева сжигают старые деревянные дома и возводят на их месте кирпичные коробки... и это не последних лет веяние.
В качестве примера Коробко приводит свою последнюю находку - сожженное село Семеновское. Когда-то оно располагалось в районе улицы Вавилова, на территориях, которые теперь занимает Москва. В 60-е домики принялись активно пылать. Как свидетельствовали местные жители, приезжали пожарные, но в основном ничего не делали, только наблюдали.
- Можно ли валить на одного человека то, чем без зазрения совести грешит государство? - спрашивает историк.
Отредактировано кот афромеева (Воскресенье, 24 декабря, 2017г. 00:14:11)