На форуме в который уже раз зашел разговор о Владимире Высоцком, и я решился все-таки восстановить мою старую статью (2003 г.), с изложением его биографии (с малосущественными сокращениями). Прошу строго не судить, поскольку эта весьма своеобразная работа - первый мой опыт матричного исследования. В ней есть немало наивного, но имеются также и очень верные наблюдения, и много полезной информации. Статья осталась неоконченной, и я надеюсь на то, что знатоки и фаны творчества В.С. Высоцкого меня подправят и дополнят - если, конечно, у них такое желание возникнет.
***
СУДЬБА
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, -
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился – и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!
25 января исполнилось 65 лет со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого. Событие это вроде бы к шахматам никакого отношения не имеет и вполне могло остаться нами незамеченным, если бы не одно обстоятельство: масштаб личности юбиляра и колоссальное влияние его творчества на целое поколение Игроков.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю...
Да и в смысле отношения к шахматам – все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Вот, например, что писал о творчестве великого россионского барда Юрий Федорович КАРЯКИН (не ТОТ Карякин, другой - р. 1930, литератор, член КПСС (1950-1968), один из руководителей общества «Мемориал», 1980-1988):
«Над многими песнями его и думать, думать надо, работать – сразу они даются далеко не всегда. Слушаешь иную его песню – и такое ощущение, будто разыгрывает он трудную шахматную партию, в которой делает такие ходы, что после каждого восклицательные знаки хочется ставить.»
Интересная оценка, но насчет восклицательных знаков Юрий Федорович явно погорячился – представители Всемирного Совета Игроков сами расставят восклицательные знаки там, где требуется.
Артистическая судьба Владимира Семеновича настолько заинтриговала нас, что мы решили подвергнуть его биографию скрупулезному матричному анализу. Сразу признаемся: его результаты оказались шокирующими.
ДЕТСТВО
25-го января 1938-го года в простой советской «семье московских интеллигентов» родился мальчик. Назвали его Володей в честь дедушки по отцовской линии - юриста, «человека широко образованного, обладавшего железной логикой и особым даром убеждать».
Ходу, думушки резвые, ходу!
Слова, строченьки милые, слова!...
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого.
Нас, конечно, тут сразу может насторожить эвфемистический оборот «московские интеллигенты», так как обычно это клише используется для обозначения Яху Москвы с откровенно троцкистским уклоном. К тому же, хорошо известна присказка времен гражданской войны: «Чай Высоцкого (крупный дореволюционный торговец ["Крамник"] чаем), сахар Бродского (Крамник сахаром), Россия Троцкого!» Но нет, оказывается, семья Володи была строгой, военной, а юристом в ней был не отец (как в случае с Жириновским-Эдельштейном), а дедушка.
Будут и стихи, и математика...
Родители хотели сделать из парня полноценного члена общества и настояли на его поступлении в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева. Дедушкины гуманитарные гены оказались, однако, сильнее, - к технике у Володи душа не лежала. Как вспоминает его мама:
«Сына что-то все отвлекало – то он кофе пил, то просто ходил по комнате туда-сюда, думая о чем-то своем.»
Появились закадычные друзья – Гарик Кохановский и Лева Кочарян.
На БоЛьшом Каретном!
В середине первого курса, накануне XX-го съезда партии, Володя ушел из института и вскоре был зачислен на актерский факультет школы-студии при МХАТе им. ГОРа (то есть, простите, М. Горького). В 60-м году он окончил учебу и поступил в труппу Театра им. А.С. Пушкина. Впоследствии он нередко жаловался на «всеобщую МХАТизацию» театрального искусства – что ж, ему виднее.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Фаина Ра Невская
Изольда Высоцкая (Жукова) о самом начале карьеры В.В. в театре им. Пушкина (1960-1961 гг.):
"А вот в театре после всех этих неурядиц (не устраивали роли - прим. авт.) у Володи начались срывы. Увольняли его не раз. Но у него была заступница - великая женщина и великая актриса, единственная женщина, к которой я по молодости ревновала В. Это Фаина Григорьевна Раневская (Фанни Фельдман, 1896-1984, в 1992 г. редакционным советом английской энциклопедии «Who is Yahoo» посмертно включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века – прим. Ред.)
Невская РаОни обожали друг друга. И как только его увольняли, Фаина Григорьевна брала его за руку и вела к главному режиссеру. Видимо, она чувствовала в этом, тогда еще, по сути дела, мальчишке, который в театре-то ничего не сделал, большой неординарный талант" ("Вспоминая Владимира Высоцкого", М. Советская Россия, 1989).
Нет свидетельств, где бы В.В. вспоминал Раневскую, хотя без ее заступничества его карьера актера могла бы, по-видимому, завершиться, не начавшись. Лишь Алла Демидова вскользь вспоминает об актрисе:
"Неудовлетворенность в театре не могла не отразиться на настроении. Часто на сцене Володя бывал нетрезв, и Равенских [глав. режиссер Борис Иванович Равенских – прим. Ред.] за это несколько раз увольнял его из театра, потом восстанавливал, делал выговоры... Фаина Григорьевна Раневская, которая тогда тоже работала в этом театре, рассказывала, что как-то стояла перед доской приказов и читала о бесконечных выговорах одному и тому же актеру за разные провинности: "Боже мой, кто же этот смельчак?" - "Это я", - ответил худенький мальчик, который стоял рядом. Это был Высоцкий." (Алла Демидова "Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", М. Союз театральных деятелей, РСФСР, 1989).
***