Шехина

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шехина » Литература » Николай Степанович Гумилёв и поэты Серебряного века


Николай Степанович Гумилёв и поэты Серебряного века

Сообщений 41 страница 53 из 53

41

Лира написал(а):

Поэтому в свете определений о гениальности поэтессы небольшой фрагмент всё же разобрать вынуждена. Итак, стихотворение «Конь вещий»:

Нагрянуло небо грозою,
И молния плеткой сверкнула,
И музыка вещего гула
Нагнула лист перед травою.

С точки зрения поэтичности здесь как будто всё в порядке: метафоры присутствуют, как уже широко известные (молния – плётка), так и редкие (сравнение грома с вещим гулом), и рифма неплохая, а стихов… нет. Я не говорю обо всём стихотворении! Только об этой строфе. Это – хорошая, образная, ритмически организованная… проза. Причём автор старается – есть одна особенность у стихов – там в рифмующихся строках должно быть одинаковое количество гласных, и это условие выдержано… Хотя по ритмике строки здесь скорее, просится «Нагнула листы пред травою…», но автор принимает своё решение и этот сбой ритмики уводит её в прозу.

А теперь давайте представим, возможно ли осуществить вариант, приведённый поэтессой… Гулом ли, ветром ли, нагнуть лист (или листы) или даже небольшое деревце, но чтобы трава перед этим «не согнулась», не полегла, а лист «нагнулся» перед ней? Возможно ли это? Думаю, что нет. Оказывается, так много условий нужно выдержать, чтобы достойно написать хотя бы одну-единственную маленькую строфу… И вот тот, кому это удаётся безупречно – гениальный поэт… (мерзавец Е.Евтушенко, например) А Н.В. Карташёва гениальна своей духовностью, и согласна: у неё есть очень удачные вещи.

Позвольте вновь с Вами не согласиться, уважаемая Лира. У Нины Карташевой действительно гениальные, можно даже сказать, философские стихи, безупречные как с этической, так и с поэтической точки зрения. И в приведенном Вами отрывке отнюдь не проза, а поэзия в полном смысле этого слова. Вашу субъективную попытку разбора стихотворения никак нельзя назвать профессиональным анализом.

Лира написал(а):

И вот тот, кому это удаётся безупречно – гениальный поэт… (мерзавец Е.Евтушенко, например)

Насчет «гениальности» Евтушенко хочется напомнить ув. Лире пару цитат из превосходно изучившего всю литературную «кухню» того времени изнутри нашего русского писателя И. В. Дроздова (да-да, того самого, как оказалось, лучшего друга ее семьи):

                                       Дроздов Иван Владимирович - "Оккупация":

Анциферов поднял над головой красные могучие руки рабочего человека. И еще сказал:
– И не вздумайте ругаться, как вчера! К нам пришла Ольга. Это наш ангел, светлое видение. Я сегодня, как только она вошла, отставил в сторону стакан и выбросил в форточку недопитую бутылку. Жалко, страсть, как жалко, а при Ольге пить не стану. И вообще… – если бы меня полюбило такое диво, бросил бы пить совсем. Вот те крест – бросил бы!
Взгляд своих пьяных покрасневших глаз он уставил на меня и долго смотрел, морща губы, словно пытался что-то выбросить изо рта.
– Так ты, секретарь, посмотреть на нас пришел? А ты скажи мне: зачем нам секретарь? Ты что, поможешь мне подборку стихов с моим портретом напечатать, вот как печатают Стаховского? Да у него и никакие не стихи, а их печатают. Почему их печатают? Да потому, что он Стаховский и зовут его Беня. Он, конечно, поляк, а они думают, что еврей. И печатают. И будут печатать, как Евтуха. Потому что Евтух-то тоже не Евтушенко, а Гангнус. И вот посмотришь: он тоже скоро будет великий поэт, как Багрицкий, Сельвинский, Долматовский… Стихи у них так себе, плюнь и разотри, а газеты кричат: великий! А почему они так кричат? Да потому что в газете-то у него своячок сидит, такой же еврей, как и он. Вот что важно: евреем быть! Это как Ломоносов просил царицу, чтобы сделала его немцем. Вот где собака зарыта: русские мы, а русским в России хода нет. Так за что же ты бился там, на фронте, секретарь, лоб свой под пули подставлял?… Нам газеты нужны, журналы, а там – евреи. Сунул я свою круглую шлепоносую морду к одному, другому, а они шарахаются, точно от чумного. Они печатают Евтуха, Робота, Вознесенского. Да еще татарочку с еврейским душком Беллу Ахмадулину. А ты, говорят, ступай отселена, от тебя овчиной пахнет. А?… Что ты скажешь на это? Ты кого защищал там, на фронте? Их защищал? Ихнюю власть – да?… Эх, старик! Немцев утюжил бомбами, а того не понимал, что к Москве уж другой супостат подобрался. Этот почище немца будет, он живо с нас шкуру сдерет.
Анциферов замолчал и долго сидел, уронив голову на колени.

   

                              Дроздов Иван Владимирович - "Последний Иван":

Проходя мимо дачи Игоря Кобзева, вспоминаю его стихи, слышанные мною еще в Литературном институте:

Вышли мы все из народа,
Как нам вернуться в него.

      Или такие:

Ты не сделай, милая, промашку,
Дорогих подарков не дари,
Подари мне русскую рубашку
Цвета алой утренней зари.

Гуляет по литературному миру его эпиграмма на Евтушенко:

Залив вином глаза косые,
Он рек, тщеславием томим:
Моя фамилия - "Россия",
А Евтушенко - псевдоним.

Тут явно виден лишний градус -
Давай всерьез поговорим.
Твоя фамилия, брат,- Гангнус,
А Евтушенко - псевдоним.

      С Евтушенко мы учились в одном потоке. Кобзев этими остроумными строками сорвал с него маску, сбросил с небес. После кобзевской эпиграммы при его появлении в Доме литераторов, в редакциях люди улыбались.
      Нет большего унижения, если твое появление вызывает на лицах снисходительную улыбку.


Также позволю себе привести отрывок из интервью с писателем от 2012г:

О евреях на Русской Земле \ Русский писатель-фронтовик И.В. Дроздов

Конкретно о Евтушенко приблизительно с 3:15 по 6:25


franki написал(а):

Нина Васильевна Карташева - удивительная русская женщина и поистине гениальная поэтесса, причем, не в первом уже поколении.

Нина Карташева - выступление в Подольске в 1997 г.

Сердечно благодарю ув. админа за размещенный ролик. Любопытно было обнаружить в авторе замечательных стихотворений еще и прекрасную женщину.

аспирант написал(а):

На счёт же вообще всей художественной литературы (её красоты, роли и тд) и поэзии в частности, позволю себе процитировать уважаемого франки

Давно хотела поблагодарить Вас, уважаемый аспирант, за участие в дискуссии и подборки интересных материалов по теме. И, конечно, размещенная Вами цитата ув. админа очень кстати, с удовольствием ее перечитала.

0

42

Уважаемый франки, поддержу нашу прекрасную Утилиту и ещё раз поблагодарю Вас за видео с Н.В.Карташевой. Замечательные стихи и просто очаровательная поэтесса!

В качестве примера того, что и слабый пол может и должен постоять за свои убеждения, позволю себе, с Вашего разрешения, процитировать наиболее понравившиеся в данной ветке.

http://s3.uploads.ru/oXqxb.png
Нет, я люблю не битву, а уют,
Детей, наряды, музыку, природу.
Да только жить спокойно не дают,
Конец готовят Русскому Народу.
Но за уют я не пойду в полон,
Напрасно ворон надо мною кружит.
Как испокон я встала у икон,
Сняла кольцо, чтоб ты купил оружье.

***

Как все недоверчивы, все насторожены...
Открытости, ясности в душах убавилось.
Движения тяжестью все заторможены,
Не видно лица, чтобы сразу понравилось.
В улыбках плакатных - призывно-развратное.
В заботах житейских - привычно-печальное.
В осанках исчезло достойное, статное.
В речах появилось смешно-ненормальное.
Черты святорусские кем-то стираются.
Стандартное, равное в людях бесправие.
И все лишь о хлебе насущном стараются,
Но хлеб-то чужой... Никому не во здравие.

***

Огрубели сердца, осквернились все чувства
И коммерческий грех воспевает искусство.
И реклама блудниц и прелестных, и грязных,
Бес-подобных, без-образных и безобразных.
Все за деньги! Невежество, образованье.
Все за деньги! И даже Святое Писанье.
И торгуют мальчишки, старухи во прахе.
Нынче с миру по нитке - не будет рубахи.
Нынче милость и та на торгах продается,
Нынче слово и то даром не подается.
И влюбленных не стало. И нет идеала.
И земля, как жена, нынче плод не давала.
Нынче Зверя число всем знакомого знака
Вызывает его из духовного мрака.
И готовят народы пути преступленья,
Попирая Христа и Его искупленье.

***

Нет! Не могу отречься и предать
Вот этот мир, пусть тленный, но прекрасный,
Поверженный во зло и тем несчастный,
Но все-таки способный снова встать.
Дано любить улыбки и цветы,
Весенний гром, пречистый воздух зимний
Любовью самой чистой и взаимной!
Дано живое чувство красоты.
И если правит бал противобог -
Не здешний мир, а разум твой греховен,
И перед Богом ты за то виновен,
Что защитить прекрасное не смог.
Не удаляйся вне себя в себя -
Тот мир без этого тебя не примет.
Спаси его ценой добра, любя,
И освяти молитвами своими.
Не говори, что жизнь не стоит свеч,
Что человек и слаб и обездолен.
Бесчестно красотою пренебречь
За то, что оскорбить ее позволил.

***

Не победить врага в бою земном,
Когда слабеем мы в бою духовном,
Когда мы пали там, в бою бескровном
И оскудели сердцем и умом.
Опять могилы. Новых жертв число
Влечет на кровь всю нечисть мировую,
И правит пир над Родиною зло,
С которым вновь пошли на мировую.
Войду ли в храм, и там одни гробы.
За деньги пастырь служит осторожно,
И не за тех опять его мольбы,
Вновь предан мой народ бесстыдно и безбожно.
И вновь ему "покайся" говорят.
Да в чем? Что делают его больным и глупым?
Что снова убиен от брата брат
И черный ворон каркает над трупом?
И тучи черные моих коснулись плеч:
Я каюсь за народ, что он не поднял меч!

***

Дорогой, не печалься, будь проще.
Чистый воздух любимой рощи!
И резвятся в нем солнца блики,
Ищут спелой в траве земляники.
А найдут - отдают мне даром
И целуют меня загаром.
Называется "ключик-замочек"
У корней березы источник.
Ведь не все отравил век двадцатый,
Век безбожный, в крови заклятый.
Защитил Бог невинных и малых,
Сколько чуда в закатах алых!
Как душисты рослые сосны,
Как легки акварельные весны,
Как прелестно пролетье, и лето
Все насквозь жарким солнцем прогрето!
Осень скатится яблочным Спасом,
И зима - новогодним часом.
Да и люди добры и прекрасны.
Злые есть. Но они несчастны.

***

Материальный мир красив, но груб,
Хоть жизнь сама хрупка необычайно.
Что тело без души? Холодный труп.
А что душа без тела? Божья тайна  

0

43

Я ничего не имею против уважаемой Нины Васильевны, господа модераторы, она выступала у нас в Свято-Духовском центре Александро-Невской лавры.
Однако не надо путать художественное произведение уважаемого Ивана Владимировича с литературной критикой, это совершенно разные жанры. Я ведь не написала ни фамилию Бродского, ни Вознесенского, ни даже "Робота", хотя он из этой троицы самый приличный.
В моём посте озвучено мнение профессиональных специалистов, у Евтушенко вы подобных "огрехов", о которых шла речь, не найдёте. Правда, и никакой духовности там тоже не сыщешь, и о интернациональности его я хорошо осведомлена.
Если мы говорим "гениальная поэтесса" или "гениальный поэт", то это определение имеет непосредственное отношение к художественной ценности произведений. Но художественная ценность произведения определяется не только его духовностью, и одной духовности здесь недостаточно... Потому что зачем вообще нужны тогда стихи? Что может быть прекраснее молитвы?
Добиться, чтобы учитывалась духовность литературы, очень сложно - это будет возможно только после окончательной победы добра над злом. Но уже сейчас у нас есть поэты, как я уже упоминала выше, произведения которых  обладают и высокой художественной ценностью, и наделены высокой духовностью (Николай Зиновьев).

Следуя вашей логике, мы должны осудить и отказаться от всех научных открытий, сделанных учёными интернационалистами, да и гениальный шахматист у нас останется только один.

Отредактировано Лира (Среда, 14 февраля, 2018г. 10:11:31)

0

44

Лира
В моём посте озвучено мнение профессиональных специалистов, у Евтушенко вы подобных "огрехов", о которых шла речь, не найдёте. Правда, и никакой духовности там тоже не сыщешь, и о интернациональности его я хорошо осведомлена.


Мнение профессиональных специалистов – не только очень субъективно, но и корпоративно. Об этом и шла речь у Ивана Владимировича Дроздова. Евтушенко неплохо знал свое ремесло, писал ровно, без помарок, утомительно и длинно, как Доронин. Есть и у него неплохие строки, но смысла мало – все зависит от того, как подать рифмоплета, как отпиарить.

Если мы говорим "гениальная поэтесса" или "гениальный поэт", то это определение имеет непосредственное отношение к художественной ценности произведений. Но художественная ценность произведения определяется не только его духовностью, и одной духовности здесь недостаточно...


На мой взгляд, уважаемая Лира, при определении художественной ценности того или иного произведения очень важен еще один момент, о котором обычно забывают: что является объектом эстетизации – зло или добро?

Эстетизация зла – главный лейтмотив почти всей мировой литературы.  Почему это так, легко понять - игра на чувствах, страстях, апеллирование к подсознанию и темным сторонам души  несравненно более проста и доступна, нежели воплощение греческого идеала «калос кай агатос» - соединения прекрасного и доброго. Общий принцип здесь: чем туманнее, загадочнее и порочнее – тем художественней. Но кому нужна такая «художественность», кроме мессианских мистиков?

Не только поэзия и литература, но все искусство последних двух-трех веков оказалось уловлено в ловушку эстетики зла через реализацию двух одинаково негодных принципов: «искусство для искусства» или «искусство для народа». Одно из этих двух направлений ведет к оторванному от жизни декадансу, к самовыражению извращенцев и деструктивизму, другое – вырождается в пропаганду, культ примитива и умышленное опрощение культуры. В конечном итоге, оба направления сходятся в царстве мошиаха/антихриста. И за то, и за другое – мистики хорошо платят. И то, и другое – имеет свою корпоративную поддержку.

Нина Васильевна – удивительная и гениальная поэтесса уже хотя бы потому, что не пошла ни по одному из двух этих порочных путей в никуда. По собственному опыту знаю, насколько трудно писать подлинно духовную, гражданскую и в то же время, художественную лирику, но ей это удается превосходно. Смиренно снимаю шляпу перед ее талантом, перед философской глубиной и религиозной чистотой ее творчества.

Как Вам, например, такое ее стихотворение:

***

От Бога за убийство отлученные,
Отец ваш дьявол. Он всегда за вас.
Вокруг него одной семьей сплоченные,
Вы дружно выполняете приказ.

Я не о нации. Ведь вы разноплеменные.
Я не о старом. Вы воспели грех.
Вы не из древних. Слишком современные.
Но древнее клеймо на вас на всех.

Теперь не вы, а к вам идут с поклонами.
Напрасен труд, вас лучше не проси.
Пугаете самих себя погромами
Среди разгрома нового Руси.

Уехали бы вы без возвращения,
Освободили бы наш древний русский Кремль
За это мы вам вымолим прощение.
Езжайте с миром. Только насовсем.

***

Правда,  в последней строфе, ради большего эстетического эффекта, Нина Васильевна даже решилась на «компромисс со злом». Но мы ей охотно прощаем эту маленькую слабость. Я ее потом отдельно прокомментирую для тов. Лившица.

Раз уж Вы вызвались защищать эстетику зла на нашем форуме, ув. Лира, я думаю, мы могли бы провести более развернутую дискуссию по этим вопросом. И начать надо было бы с восстановления старой темы о Пушкине. А чтобы не изобретать велосипед, предлагаю всем читателям форума ознакомиться с небольшой книжкой Жака Маритена «Ответственность художника» (курс его лекций в Принстонском университете 1951 г.), в которой, по крайней мере, была правильно сформулирована проблема соотношения эстетики и морали в художественном творчестве (решать ее философ не решился). Очень поучительная брошюра, всем ее горячо рекомендую. Она давно уже переведена на русский.

Потому что зачем вообще нужны тогда стихи? Что может быть прекраснее молитвы?


О лучших стихах Нины Васильевны Карташевой я бы сказал так – это не просто самовыражение высокодуховного и талантливого человека, но молитва, обращенная вовне.

Добиться, чтобы учитывалась духовность литературы, очень сложно - это будет возможно только после окончательной победы добра над злом.


А я бы взялся утверждать обратное: никакой победы добра над злом не будет до тех пор, пока наши «поэты» будут продолжать растрачивать свой поэтический дар на эстетизацию зла и не обратятся, наконец, к древнегреческому идеалу калокагатии.

Но уже сейчас у нас есть поэты, как я уже упоминала выше, произведения которых  обладают и высокой художественной ценностью, и наделены высокой духовностью (Николай Зиновьев).

Должен признаться, приведенные Вами фрагменты творчества Н. Зиновьева мне показались не очень убедительными. Даже довольно двусмысленными. Может быть, есть другие примеры?

Даже прочитанное Ниной Васильевной на творческом вечере в Подольске стихотворение ее бабушки, написанное в 1942 г., на меня произвело куда более сильное впечатление:

Опять Германия на нас,
Сильнейших двух опять столкнули.
Мой сын, мой сын пошел под пули,
Но за Россию, не за класс.
О, сумрачный германский гений,
О, русский православный дух –
Боятся вас лишь только двух
Те, кто у вас вне подозрений,
Те, кто столкнул вас в смертный бой,
Те, кто сидит у вас на шее…
Война у вас между собой,
Но им достанутся трофеи.
Мой сын сумеет воевать,
И дочь мою не онемечить,
Но если бы… и эту власть
После войны очеловечить…

Поразительная глубина понимания русской и германской трагедии ХХ столетия.

Следуя вашей логике, мы должны осудить и отказаться от всех научных открытий, сделанных учёными интернационалистами, да и гениальный шахматист у нас останется только один.

Речь идет о необходимости осознанного отказа от эстетики зла. В нынешних условиях тотального культурного коллапса играть с нею более нельзя. Карфаген должен быть разрушен, интернационал должен быть распущен.

0

45

Тут хотелось бы предложить произведения Станкевич, Николай Владимирович как аромат близкого святоотечества на пороге западников и славянофилов:

Заветное

В моей душе живут прекрасные виденья
И звуки чудные звучат;
Но никогда творящие мгновенья
Их для людей не воплотят.
Мои друзья - они сжились со мною,
Со мною в тихий гроб сойдут;
Но никогда предателя рукою
Я их толпе не выставлю на суд.
Понять ли ей, как те мечтанья святы?
Как сердце юное живят,
И щедро платят за утраты, -
И с небесами жизнь дружат?
Благодарю! Ты мне их дал, спаситель!
Мне с ними чужд других людей кумир:
Они мне жизнь, любовь; но сердце - их обитель,
Им безответною пустыней был бы мир.

Отшельник

Покину мир - среди могил
Влачить мне долгое изгнанье!
Покину мир - я в нем забыл
Свое высокое призванье!
Не блеск его, не суеты
Во мне глас неба заглушили;
Меня томят мои мечты,
Мои мечты меня убили.
Мне память в казнь! Передо мной
Витает образ вечно милый -
Любовью грешной и тоской
Душа томится, гаснут силы...
Но я разрушу тяжкий плен,
Я жизнь найду во тьме могилы
И вольность среди мрачных стен.

Там вновь душа молиться станет,
Вдали от бурь созреет плод -
И падший дух опять воспрянет,
И небо в грудь мою сойдет.
Я понесу святое иго,
Я тьмы стерплю мучений, зол;
Согнусь под тяжкою веригой...
Но небо даст мне свой глагол.

Тогда покину мрак гроб_о_вый,
Тогда явлюсь перед людей -
И грянет глас судьбы суровый,
Как гром над бездною морей.
Глагол небес прейдет пучины,
И тьмы во прах пред ним падут,
Главы преклонят властелины,
Рабы свободу обретут.

Мгновение

Есть для души священные мгновенья:
Тогда она чужда земных забот,
Просветлена лучом преображенья
И жизнию небесною живет.

Борьбы уж пет; стихают сердца муки,
В нем царствуют гармония и мир,
И стройно жизнь перелилася в звуки,
И зиждется из звуков новый мир.

И радужной блестит тот мир одеждой,
Им блеск небес как будто отражен;
Всё дышит в нем любовью и надеждой,
Он верою как солнцем освещен.

И зрим тогда незримый царь творенья:
На всем лежит руки его печать,
Душа светла... В минуту вдохновенья
Хотел бы я на божий суд предстать

0

46

Благодарю Вас за внимание, уделённое моим постам, уважаемый franki.
Однако вопросы, которые Вы поднимаете, требуют очень серьёзной проработки, потому что влияние литературы на души огромно (на эту тему имеются научные работы психологов с учётом статистических данных). Мессианская власть долго и плодотворно работала над принижением вкусов, и во многом преуспела.
О гениальности Е.Евтушенко высказала мнение не лично своё (я к нему достаточно ровно отношусь: попадётся что-то достойное - прочту, порадуюсь, но специально искать не стану), а небезызвестного Вам профессионала, далёкого, впрочем, от корпоративного клана.
Есть ещё один важный момент, к вопросу а профессионализме: нельзя даже сравнивать образование, полученное в Литинституте им. Горького с образованием ЛГУ им. Жданова, а остальное - Божий дар. Происхождение здесь роли не играет.
Однако согласна с Вами во многом и просто предлагаю в будущем наследие таких прекрасных поэтов, как А.Блок и Е.Евтушенко, по стихам которых можно учиться, (как Вы выразились,  "ремеслу" - на самом деле поэзия - это как раз не ремесло, это нечто большее) потому что писали они действительно хорошо, оставить в запасниках культуры под грифом ДСП для начинающих поэтов... Массовому читателю можно будет предложить только избранное.

franki написал(а):

На мой взгляд, уважаемая Лира, при определении художественной ценности того или иного произведения очень важен еще один момент, о котором обычно забывают: что является объектом эстетизации – зло или добро?
Эстетизация зла – главный лейтмотив почти всей мировой литературы.  Почему это так, легко понять - игра на чувствах, страстях, апеллирование к подсознанию и темным сторонам души  несравненно более проста и доступна, нежели воплощение греческого идеала «калос кай агатос» - соединения прекрасного и доброго. Общий принцип здесь: чем туманнее, загадочнее и порочнее – тем художественней. Но кому нужна такая «художественность», кроме мессианских мистиков?
Не только поэзия и литература, но все искусство последних двух-трех веков оказалось уловлено в ловушку эстетики зла через реализацию двух одинаково негодных принципов: «искусство для искусства» или «искусство для народа». Одно из этих двух направлений ведет к оторванному от жизни декадансу, к самовыражению извращенцев и деструктивизму, другое – вырождается в пропаганду, культ примитива и умышленное опрощение культуры. В конечном итоге, оба направления сходятся в царстве мошиаха/антихриста. И за то, и за другое – мистики хорошо платят. И то, и другое – имеет свою корпоративную поддержку.

Согласна на все сто. Именно поэтому я здесь, что нашла вот эти Ваши мысли в инете, совпадающие с моими собственными. Не буду далеко загадывать, но хотела бы в реальности поддержать Вашу борьбу именно в этом направлении.

franki написал(а):

Нина Васильевна – удивительная и гениальная поэтесса уже хотя бы потому, что не пошла ни по одному из двух этих порочных путей в никуда. По собственному опыту знаю, насколько трудно писать подлинно духовную, гражданскую и в то же время, художественную лирику, но ей это удается превосходно. Смиренно снимаю шляпу перед ее талантом, перед философской глубиной и религиозной чистотой ее творчества.

Уважаемый franki! Данная тема оказалась для меня очень полезной, потому что я вынуждена была задать себе вопрос, что же в свете совпадения наших убеждений, перечисленных в выше приведённой цитате, следует понимать под гениальностью поэта? И согласилась... со "злодеем" Пушкиным, что гений и злодейство несовместимы (кстати, глубоко уважаемый мною русский поэт-воин Игорь Кобзев скорбел о его преждевременной кончине). Поэтому гением всё же следует считать того автора, произведения которого кроме обязательной поэтичности наделены духовностью.
Я благодарна всем, кто, в надежде раскрыть мне, наконец, глаза, привел стихотворения уважаемой Нины Васильевны, но хоть сто раз скажи "халва", во рту слаще не станет... Наверное, у вас просто тоньше вкус, раз вы улавливаете то, что недоступно мне, грешной... и как выяснилось вчера вечером, небезызвестному Вам грешному профессионалу - тоже.

franki написал(а):

Раз уж Вы вызвались защищать эстетику зла на нашем форуме, ув. Лира, я думаю, мы могли бы провести более развернутую дискуссию по этим вопросом.

Я далека от этой мысли, уважаемый franki. Определив для себя невозможность называть злого "гения" гениальным, считаю, сделала небольшой шаг вперёд в собственном сознании. Благодаря Вашему форуму.

franki написал(а):

Речь идет о необходимости осознанного отказа от эстетики зла. В нынешних условиях тотального культурного коллапса играть с нею более нельзя. Карфаген должен быть разрушен, интернационал должен быть распущен.

Так точно! Шехина forever and ever!

Отредактировано Лира (Четверг, 15 февраля, 2018г. 11:44:48)

0

47

Лира
Наверное, у вас просто тоньше вкус, раз вы улавливаете то, что недоступно мне, грешной... и как выяснилось вчера вечером, небезызвестному Вам грешному профессионалу - тоже.

Мне кажется, уважаемая Лира, здесь дело не столько в разнице во "вкусе", сколько в том, что Вы по-прежнему пытаетесь сравнивать вещи не сравнимые в принципе. И в этом деле никакой "грешный профессионализм" не подсказчик.

Человек должен сам, со всем своим наработанным многолетним мастерством и опытом, попытаться воплотить художественными средствами идеалы Истины, Добра и Прекрасного, встать на защиту духовной свободы, должен сам убедиться в том, что привычные ему эстетические критерии, приемы и средства для обличения мирового Зла не подходят, ибо ориентированы они на совершенно иные идеалы, а по большому счету - на служение этому самому Злу.

Осознав глубину проблемы, поэт должен сам попытаться найти адекватный стиль, слог, язык, образы, метафоры и т.п.  Тут и "угль, пылающий огнем" и "жало мудрыя змеи" могут не помочь.

И лишь после того, как "грешный профессионал" убедится в невероятной сложности стоящей перед ним задачи, у него появится право и возможность судить о чужом духовном творчестве.

0

48

franki написал(а):

И лишь после того, как "грешный профессионал" убедится в невероятной сложности стоящей перед ним задачи

Совершенно согласна. Уже убедилась и давно оставила это занятие, потому что совместить два критерия - высокую поэтичность и духовность до невозможности сложно, это под силу только гению.  А на меньшее не согласна, и это значит, что у меня другое предназначение.

0

49

franki написал(а):

А чтобы не изобретать велосипед, предлагаю всем читателям форума ознакомиться с небольшой книжкой Жака Маритена «Ответственность художника» (курс его лекций в Принстонском университете 1951 г.), в которой, по крайней мере, была правильно сформулирована проблема соотношения эстетики и морали в художественном творчестве (решать ее философ не решился). Очень поучительная брошюра, всем ее горячо рекомендую.

Уважаемый франки, благодарю Вас за ссылку на весьма интересную статью. В которой очень обстоятельно и хорошим языком объяснено различие между эстетической и моральной составляющей любого произведения. Стоило бы оговориться, что не только произведения искусства, но и любого вброса в массы так называемой "богемы" - художников, писателей, режиссёров, драматургов, журналистов, репортёров и тд.. вплоть до заурядных блоггеров.

Идея религиозной цензуры в литературе в Российской Империи, опошленная и освистанная определённым контингентом, была великим благом для народонаселения.

Несколько коротких цитат в качестве резюме:

Другие  по  живому следу 
Пройдут твой путь за пядью пядь.
Но пораженья от победы 
Ты сам не должен отличать.

Пастернак

---
Ж.Маритен. Ответственность художника

ИСКУССТВО И МОРАЛЬ

"Чтобы иметь возможность свободно мыслить,  -  говорил Андре Жид вслед за Эрнестом Ренаном,  -  надо иметь  гарантию, что написанное не будет иметь последствий". И продолжал: "Только после  трапезы  на  сцену  вызывают  художника.  Его  функция  -  не насыщать,  но опьянять".  И  наконец,  в  диалоге  между  самим  собою  и воображаемым собеседником:  "Интересуют ли вас моральные вопросы?  - Еще бы! Материя, из которой выкроены наши книги! - Но что же есть, по вашему мнению, мораль? - Подчиненная дисциплина Эстетики".

Так проблема  искусства и морали оказалась  поставленной  без обиняков. Бесполезно пытаться миновать ее крайнюю сложность. Этот факт, что по природе своей  Искусство  и  Мораль  образуют два автономных  мира,  не  имеющих  по отношению  друг  к  другу непосредственной и  внутренней субординации. Может быть,  субординация  и  существует, но  внешняя  и косвенная. 

В обоих  случаях игнорируется  одна  и  та же истина: что домен Искусства и  домен Морали образуют  два автономных мира, но  внутри  того же человеческого субстрата.
...
Оскар Уайльд был хорошим томистом, когда он  написал: "То  обстоятельство, что человек  -  отравитель, не может служить аргументом против его прозы".  Что  заявляет по  этому вопросу  Фома Аквинский?  "Благо, отыскиваемое искусством, не есть благо человеческой воли или пожелательной способности  (собственно благо  человека),  но благо самих вещей, сделанных или продуцированных  искусством. По этой причине  искусство не предполагает  правильности пожелания"  (Сумма  теологии,  1-я ч. 2-й  ч., вопр. 57, 4).

При  всем  том  обсуждаемый  принцип  остается  истинным  и  не  должен забываться. Искусство  держится  блага  произведения  - не блага  человека. Первая  ответственность   художника   есть   ответственность   перед   своим произведением.

Этот нюх, это  терпеливое коварство имел в виду  Дега, когда он говорил: "Картина - это вещь, требующая не меньше козней, плутней и порочности, чем совершение преступления".

То, что  человеческое действие может быть хорошим или дурным, и  составляет  его внутреннюю  моральную  ценность.  Это  понятие  моральной ценности не  имеет ничего  общего  с понятием эстетической или артистической ценности. Добродетель духовно прекрасна,  и греки обозначали моральное благо одним  словом калокагатия, прекрасное-и-доброе.  Но эта  внутренняя красота, или  благородство, морально хорошего действия не  относится к  произведению, долженствующему быть  созданным,  она относится  к пользованию  человеческой свободой.  С другой  стороны подобное действие  хорошо  не  как  средство  к некоторой  цели,  оно  хорошо  само по себе-то, что  Древние называли  bonum hoestumили добро как правота, качество  действия быть  благим из  любви к благу.

Подумаем   затем    об    Антигоне,   которая    решает   противостоять несправедливому  закону и  пожертвовать  жизнью, чтобы  похоронить  мертвого брата. Она решает совершить это добро из любви к добру. Она  жертвует  своей жизнью ради некоторой вещи, которая для  нее лучше  и  дороже жизни, которую она любит больше. В этот самый момент, коль скоро она выбирает благо с точки зрения блага, она направляет свою жизнь, знает  она  об этом или нет, к тому благу, которое выше всех в  данной иерархии, а именно к общественному  благу государства (ибо  несправедливый  закон  тирана  разрушает  это общественное благо). Более того, знает она об  этом или  нет, но она ставит  свою жизнь в зависимость от абсолютно высшего блага, от абсолютно последней цели, которая есть абсолютное  Благо, сущее через себя Благо, трансцендентное  бесконечное Благо,  т. е.  Бог.  Всякий  человек,  который  в  изначальном акте свободы, достаточно  глубоком,  чтобы  поглотить всю  его  личность, избирает творить добро  из  любви   к  добру,  тот  избирает  Бога,  даже  если  у  него  нет концептуального знания Бога.

Если художник любит Бога превыше всего, он делает это постольку, поскольку он -  человек, а не поскольку он - художник.

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

Руссо  и  романтики были  предтечами  этого события.  Но только  школа "Искусства для  Искусства"  довела его до полного выражения. В силу  странной  диалектики принцип, согласно которому только  художественная ценность существенна, заставил эту ценность  (и связанные с ней  поэтическое творчество и поэтический  акт) не пребывать  за  стенами башни  из  слоновой кости  "Искусства  для Искусства", но вместо этого распространить власть  на всю  человеческую  жизнь  и   присвоить  себе  функцию,  объемлющую   судьбы человечества.  В эпоху романтизма Байрон,  Гете, Гюго  выступали в  качестве героев "более великих, - говоря словами М. Блэкмура,  - чем какой-либо герой их творений". "Арнольд возвестил, что поэзия призвана спасти мир,  усвоив на уровне  выражения обязанности  всех остальных функций духа".  Затем  пришел "проклятый поэт", позднее  "верховный ясновидящий", которого славил Рембо. В конце концов художник обнаружил,  что сознательно взял в свои руки созидание совести в обществе без совести.

Таким  образом,  как  писал Жак  Ривьер в  1924  году,  "писатель  стал жрецом...  Вся   литература  XIX  столетия  -  одно  нескончаемое  заклятие, устремленное к чуду".

Башня из слоновой кости превратилась в собор Вселенной в храм Пифии,  в скалу Прометея  и  в алтарь верховной жертвы. Позволительно думать, что этот факт образует опровержение от противного теории "искусства для искусства".

ИСКУССТВО ДЛЯ НАРОДА

В действительности попытки поставить самое творческую деятельность на службу простого народа  (common people)  по большей части провалились.

Поль  Валери  уверял,  что  ему  доставило бы  высшую радость получить заказ на стихотворение, в котором количество стихов,  более того -  количество слов,  более  того  -  количество  букв,  было  бы задано заранее. При таких обстоятельствах ремесленническая хватка часовщика  выявит все  свои возможности,  а Валери  мечтал быть совершенным часовщиком.

Роль  поэтов  не  в  том,  чтобы подниматься  на   сцену  после  трапезы  и  предлагать  дамам   и  господам, пресыщенным земными яствами, хмель  наслаждений, не имеющих последствий.  Но их роль и  не  в  том,  чтобы  разносить  хлеб экзистенциалистской  тошноты, марксистской  диалектики  или  традиционной морали,  бифштекс  политического реализма или политического  идеализма и торты филантропии. Они  заботятся о духовном кормлении человечества, состоящем, в интуитивном опыте,  откровении и  красоте, ибо  человек  есть животное, которое  кормится  трансцендентным.

Несколько  лет  назад  я  читал сообщение прессы, за  подлинность которого  не ручаюсь, но  которое в худшем случае не лишено занятности. Сообщалось, будто наборщики отказались набирать рукопись  одного   писателя  с  большим  талантом,  в   которой  содержалась непогрешимая проза  недвусмысленно  похабного содержания.  Если эта  история верна, такая спонтанная реакция - поучительный симптом.

Людям  недостает  власти,  но  тоталитарные  Государства имеют власть для того, чтобы насильно подчинить контролю морали - их особой морали - произведения интеллекта, и  в первую очередь искусство и  поэзию. В  таком случае, как нам показал режим Гитлера и Сталина,  творческие силы становятся ответственными  перед  Государством  и  послушными  Государству; художник  и писатель имеют свое главное моральное обязательство  перед политикой; равным образом они должны приспособиться к эстетическим принципам, как их формирует Государство,  выдающее  себя  за выразителя  и  защитника интересов  народа. Государство  уже не  изгоняет  Гомера, как наивно декретировал  Платон.  Оно пробует его приручить.

Судить произведение  искусства - дело столь  же трудное и столь же ответственное, как судить произведение науки или  философии. Произведение искусства   вводит  нас   в  обладание   духовным  сокровищем,  состоящим  в неповторимой правде художника, во  имя которой он идет на риск и  которой он обязан  быть  героически верен… Вынося суждение  о художественной продукции  своих  современников,  люди   подлежат  ответственности  и  перед художником, и перед  самими  собой, коль  скоро  они  нуждаются  в  поэзии и красоте. Они должны неизменно сознавать эту ответственность.

0

50

УТилиТА написал(а):

Если душа родилась крылатой —
Чтo ей хоромы — и чтo ей хаты!
Чтo Чингис-Хан ей и чтo — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!

I8 августа 1918

Весь человеколюбивый (гуманистический) пафос в стихах Цветаевой разбивается о реальную историю ее жизни. И жизнь эта была наполнена делами совсем не христианского духа с ее лесбийскими связями, изменами мужу-полуеврею (сама она не еврейка, случайно?) и как итог - самоубийством. (Как Цветаева убила свою дочь.)

0

51

roza-mimoza написал(а):

(сама она не еврейка, случайно?)

Странный вопрос. А кто же? Мать Цветаевой - польская еврейка, урождённая Мейн... И все этнические признаки на лице дочери налицо...

0

52

Вот такую скульптурную композицию посвящённую двум известным жрицам СССР-Египта-Мицраим сваял некий скульптор Александр Черноиванов из Одессы. Скульптура установлена в Саду скульптур Одесского литературного музея.
http://anna.ahmatova.com/images/1.jpg

Главные героини композиции — царицы Серебряного века Анна Ахматова и Марина Цветаева в египетских одеждах и с леопардами у ног. Внизу постамент украшают пирамида и крест анх.
Источник: http://anna.ahmatova.com/monument/8.htm

Сегодня, 1 апреля 2013 г., в Саду скульптур Одесского Литературного музея открыли композицию «Серебряный век». Таким образом официально стартовала «Юморина».

http://www.20khvylyn.com/netcat_files/90/111/Pamyatnik_Serebryanyy_vek__580_.JPG
Скульптурная композиция «Серебряный век»

1 апреля в этом году стало особенным — присутствующие праздновали 18-летие Сада и 40-летие «Юморины». Как и в прошлый раз, организаторы сохраняли интригу о том, какой будет новая композиция до последнего.

Территорию у новой композиции огородили лентой, а белый материал, скрывавший ее от глаз, хорошенько привязали веревками, чтобы ветер не открыл ее раньше времени.

Открывать скульптуру пригласили всех важных гостей: в церемонии приняли участие мэр Одессы Алексей Костусев, зампред областной госадминистрации Дмитрий Волошенков, известные одесситы и другие яркие люди. После торжественной части праздника присутствующие детишки окружили изваяние и под фейерверки сорвали ткань.

Как оказалось, автор проекта Леонид Липтуга представил эпоху «Серебрянного века» в виде двух подруг – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Они изображены в древнеегипетских костюмах, сидящими на скамье и держащими ноги на пантерах. На постаменте надпись «Серебрянный век» и изображение пирамиды в центре которой названия и направления в рамках литературы «Серебряного века»: «Футуризм», «Имажинизм», «Кубофутуризм» и др. Основание скульптуры украшает анх (египетский крест).

Как известно, широкое бытование термин «Серебряный век» получил в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» уроженки Одессы Анны Ахматовой. В Одессе жили и печатались многие представители периода «Серебряного века».

«Мы решили посвятить скульптурную часть «Юморины» представителям «Серебряного века», так как наш город был тесно связан с этой литературной эпохой», — сказал автор памятника.

«Серебряный век – это век модерна, изысков, роскоши, великой поэзии и великой литературы. Это – век, когда был рожден авангард, новой философии. Это – совершенно новое направление в архитектуре, так что он оказал колоссальное влиение на весь дальнейший ход развития мировой культуры. Поэтому, композиция должна быть понятна абсолютно всем. Это Анна Ахматова – наша землячка, одесситка, и Марина Цветаева. Две подруги – царицы «Серебряного века», которым поклонялись. Литература вообще связана с Одессой. Здесь рождались многие произведения и бывали яркие представители выбранной эпохи», — добавил Леонид Липтуга.

Как сообщалось ранее, мероприятия, посвященные 40-й юбилейной «Юморине» начались 29 марта здесь же в Литературном музее с фотовыставки, рассказывающей об истории «Юморины». Днем позже в «Доме клоунов» открылось «Посольство Юмора». Новинкой юбилейной «Юморины-2013» стал «Фестиваль живых скульптур». Центральное событие праздника — карнавальное шествие, в ходе которого участники «Юморины» проходят по центру города.
Источник: http://www.20khvylyn.com/news/culture/news_4311.html

0

53

Сорняк написал(а):

Скульптурная композиция «Серебряный век»

Спасибо, уважаемый Сорняк, весьма интересная скульптура.   

Лира написал(а):

Насчёт М.Цветаевой согласная с уважаемой Розой-Мимозой - её произведения вредят душе.

Если в душе нет ясных нравственных ориентиров, любое чтение, в принципе, может навредить. Особенно статьи с приватными письмами отдельных поэтов, подобные приведенной выше ув. Розой-мимозой, - на порядки сильнее вредят душе, чем стихи оных поэтов. Никогда доселе при прочтения переписки известных личностей у меня не было ощущения, что я в их письма просто-таки "вляпалась". Как теперь все это развидеть...

0


Вы здесь » Шехина » Литература » Николай Степанович Гумилёв и поэты Серебряного века