Решил начать вот такую тему. Не чувствую, что мне по силам поднять этот вопрос. Но все же попытаюсь.
Итак. Недавно на форуме мы затронули лекции русского богослова Евгения Андреевича Авдеенко http://www.koob.ru/avdeenko_e_a/
Привожу отрывок из стенограммы радиопередач "Чтения по Книге Бытия. Е.А. Авдеенко" (извините за такой объем):
В Библии один раз преступление описано в полноте от самого начала и во всех его последствиях, когда преступник не принимает возможности исправления. При полном описании преступления его первым этапом является жертвоприношение. То есть уяснение своего отношения к Богу. При полном описании приступления его нельзя описывать или объяснять или понимать через мотив. Например: почему человек украл? Потому что денег захотел. Почему он убил? Потому что позавидовал.
Случай Каина совершенно иной. Преступление, если оно прослежено от начала и в полноте, оно носит религиозный характер. Нужно понимать, что Каин это духовный человек. Его преступление, созревание преступного замысла началось с жертвоприношения. Бог жертву Каина не принял и стало печально Каину. То есть Каин сочинил себе мировую скорбь. Он опечалился не той печалью, которую заповедал Господь терпеть.
Далее, Каин испал лицом. Что это значит? Это значит, что Каин размышлял о божественном, почему Бог не принял его жертву, а помыслы его были о земном. Когда помыслы человека целиком о земном, его сторожит лукавый дух. Это мы знаем из проклятия, которое Господь высказал змею. Змей блюдёт, сторожит нашу пяту, выслеживает тот момент, когда мы всей стопой, начиная от пятки, опираемся на землю. Вот когда все наши помыслы о земном, в этот момент мы уязвимы от лукавого духа. То есть Каин находится в очень опасном состоянии. И так мы и не ответили на вопрос, который Каина тревожил. Почему Бог не принял жертву Каина. На этот вопрос Сам Господь и ответит. Господь будет говорить с Каином. Он останавливает Каина, Он хочет его остановить, потому что Каин далеко зашёл, он достиг как бы это сказать, точки возврата. То есть ещё можно возвратиться, отступить от своего помысла преступного, но ещё один шаг и пути назад не будет.
Когда жертвоприношение совершалось, когда Каин приносил жертву, Авель приносил дары, Господь смотрел не на дары и не на жертвы. Он смотрел на Авеля и на дары его, на Каина и на жертву его. То есть если Господь не принял жертву, это не значит, что он отверг человека, жертвователя. Итак, Господь говорит с Каином. И вот, кратко смысл того, что сказал Каину Господь: (Я только смысл пересказываю, чтобы понятен был общий план того, что сказал Бог)
Я вижу тебя, осознай, что с тобой происходит
Я называю, почему не принята твоя жертва
Я говорю тебе, что делать сейчас
В тебе действует дьявол, но не ты нуждаешься в нём, а он нуждается в тебе по-этому одолевай.В истории Каина эти слова Господа – центральное событие. И именно здесь древнееврейский текст (масоретский текст) вновь расходится с греческой Библией, и не в отдельных терминах, а в целых высказываниях. Я сначала буду читать в переводе с греческого языка и по ходу дела комментировать расхождения греческого и еврейского текста.
4 гл 6 ст: «И сказал Господь Каину: почему ты стал так опечален и почему испал лицом?» То есть печаль Каина опасна и чрезмерна. Господь дал печали жене – свои, мужу – свои, не так велел печалиться Бог, и не о том. То есть в душе Каина произошла опасная подмена чувств. Печали были даны Богом ради терпения, а Каин задумался о божественном и впал в печаль нестерпимую. Печали были даны Господом ради спасения, а Каин задумался о божественном и впал в печаль погибельную. Вот что говорит Господь: «Я вижу твою печаль, и что твои помыслы к земле. А почему ты так печален? Почему ты не о том печален. От кого твоя печаль?». То есть Каин должен осознать, что в нём уже действует лукавый дух, который и сторожит его на погибель.
4гл 7 ст, в греческом тексте он резко отличается от еврейского. С греческого: «Если ты правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил?». Вот почему Господь не принял жертву Каина. Если ты жертву принёс правильно, принёс лучшее, отборное, в нужный срок и прочее, но правильно не разделил – то это грех. Такая жертва Богом не принимается. Разделил означает: Богу дал часть, себе дал часть. Вот этого Каин правильно не сделал, говорит Господь. Ты не правильно разделил, вот почему Я не принял твою жертву, вот почему она Мне не угодна, говорит Господь. Жертвоприношение - это способ богообщения после греха.
Каин выпал из богообщения. Через жертвоприношение человек состоит в завете с Богом. Завета как такового ещё нет, он гредет. Но в этом эпизоде о жертвоприношении Каина и Авеля, Завет предчувствуется. Жертва завета это такая жертва которая приносится целиком. И она указывает на Христа, потому что он всего Себя принёс в жертву.
В Ветхом Завете на жертву Нового Завета указывал особый род жертвоприношений, который называется «всеприношение». Неправильный перевод «всесожжение». Может быть Каин разделил то, что не нужно было делить. Ты правильно не разделил может означать, что ты не принёс жертву заветную. Твоя жертва не в Завете, она не простирается к Завету. Вспомним, что жертвоприношение Каина и Авеля происходило в конце дней. То есть какой - то был особый срок, может быть для особых приношений. И Авель, может быть принёс всеприношение, а Каин – обычную регулярную жертву, которая разделяется на то, что Богу, а то, что мне.
Итак,сыны Адама, Каин и Авель разошлись по вере в своём понимании заветной жертвы. Ап. Павел это так толкует: «Жертва Авеля была большая, более полная (плэйона) по вере». Цитирую послание к Евреям : «Верую более полную (плэйона) жертву Авеля, нежели Каин принёс Богу». В каком смысле большую? Ответ в Евангелие: «Тело больше (плейон) одежды, душа больше пищи..» соответственно жертва Авеля больше жертвы Каина. То есть она отличается от жертвы Каина как тело отличается от одежды, как душа отличается от пищи. То есть жертва Авеля была другого духа. Как и сказано в греческом тексте: это был дар, то что приносил Авель. А то, что приносил Каин – была жертва. Сыны Адама Авель и Каин рахошлись в понимании заветной жертвы. Авель принёс жертву большую, более полную, другого духа чем Каин. Каин нечто оставил себе. Грубо говоря. Как разделил Каин? Мне что моё, а Богу – богово. То что мне – то не Божье. Я готов Богу отдать лучшее, но пусть моё будет моё. Как сейчас говорят – по праву. Я хочу нечто иметь своё. Пусть нечто у меня будет такое, куда я Бога не пускаю.
Вот это, кстати черта религиозности, которая и христиан наблюдается. То есть, я исполнил все предписания, я исповедовался, причастился, говел, всё сделал как положено. Вот, а теперь всё.. теперь моя личная жизнь. Бывает с нами такое? Бывает. Вот в той части души, куда Каин Бога не пускал и разлилась вот эта Каинская печаль, что не по Богу. Поэтому Господь и спрашивал почему ты так печален, что и лицо опустил к земле?
И так сам Бог объясняет Каину его грех: Правильно принёс, правильно не разделил. В жизни Каина и в нашей жизни это момент практический. Вот он из масоретсткого древнееврейского текста исчез.
Мы находим там только ободрение морального порядка. «Если делаешь доброе не поднимаешь ли лица». Вот и всё. А разделил там или не разделил. Вот в чём самая суть каинского греха, почему Господь жертву не принял – всё это отсутствует, это в древнееврейском тексте нет.
Много всего про каиновый грех написано, но еще больше не понятного. Этот эпизод идет после изгнания из рая. И по-моему является исходным событием человеческой истории на земле. Заметьте, вопрос пока у нас идет не о братоубийстве. А о первом грехе человека, после того как Адама изгнали из рая: правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву).
Какой же может быть смысл в жертвоприношениях, зачем Богу нужны жертвы? Ответа нигде нет. "Приятно благоухание Господу" не ответ на вопрос, или как выразился Авдеенко, что жертвоприношение - это способ богообщения. Я долго думал над этим. И вот как-то мне попалась статья русского философа Андрея Вернеровича Якупа "Экологическая пирамида", из которой привожу отрывок:
Современная наука нарастила сооружение Аристотеля, и в результате получилась Пирамида, в основании которой лежат элементарные частицы (ЭЧ); над ними находятся атомы, выше - молекулы, затем – минералы, биомасса, растения, животные, человек, социум. Эта схема содержит весьма любопытную информацию.
Первым и, на мой взгляд, главным качеством Пирамиды является её метафизический смысл. В природе такая пирамида не существует. Для нас она представляет интерес только как наглядная схема взаимосвязей всего сущего на Земле, в том числе "… отношения растит. и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой" [2]; отношения, которые современная наука именует экологией. В этом свете вышеозначенную пирамиду с полным правом можно назвать "экологической пирамидой", сокращённо – ЭП.
Второе - неустойчивость Пирамиды. Совершенно очевидно, что субъекты вышележащих ступеней представляют собой системы, в качестве составных частей которых выступают субъекты нижележащих ступеней. Отсюда следует, что, если по какой-либо причине исчезнет одна из ступеней ЭП, то вместе с ней уйдёт в небытие вся лежавшая выше неё часть Пирамиды.
Третье. Поскольку составные части могут существовать без целого, а целое без них – не может, то из этого следует, что рост Пирамиды идёт снизу вверх, то есть, обитатели ступеней, преобразуясь, поднимаются по Пирамиде. Любопытно, что аналогичный взгляд на мироздание зафиксирован в Священной книге Тота (аркан 20), свидетельствуя, кстати, об уровне науки, существовавшей много тысяч лет назад: "В метафизическом пространстве это можно представить себе так. Несколько параллельных горизонтальных плоскостей разделяет пространство на пояса. … Как только … некоторое количество материи будет переведено в более эфирное состояние, свойственное высшему, следующему за ним плану, она перейдёт туда. … Каждому плану вселенной свойственна известная степень конденсации материи …". [3].
Христианская церковь фактически стоит на аналогичных позициях. Не верите?
Посмотрите Библию. Согласно главе "Сотворение мира", единственное, строго говоря, что лично сотворил Господь Бог, - это человек. В остальных случаях в процессе создания мира Бог только повелевал, т.е. выступал в роли Закона, надо полагать, закона природы. Например:
"И сказал Бог: да будет твердь, … и да появится суша", [4] и объединились элементарные частицы в вещество: в атомы, в молекулы, в минералы.
"И сказал Бог: да произрастит земля … траву, сеющую семя … ". И произрастила - перед нами не что иное, как появление Жизни – династической цепочки, сохраняющей систему в изменяющейся внешней среде.
"И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую, ... да произведёт земля … скотов, и гадов, и зверей земных … И стало так. " – при уже существующем растительном мире формируются животные. Да и как могло бы быть иначе: ведь животным нечем было бы питаться.
"И сказал Бог: сотворим человека … и да властвуют они … над всею землёю. … мужчину и женщину сотворил".
Обратите внимание на такую деталь текста Библии: последовательность "создания" Богом мира точно соответствует естественному росту экологической пирамиды. Случайность? Я думаю, нет. Скорее, случайна антропоформизазия законов природы, превратившая их в подобие человека - Бога. То есть, в действительности человек сотворил Бога по своему образу и подобию. Да и откуда ему было знать, каков Бог в действительности.
Противники теории эволюции, утверждая, что мир неизменен, приводят, казалось бы, несокрушимый аргумент: "Покажите, хотя бы, один случай превращения животного в человека". Пожалуйста: каждый из нас идёт по пути сперматозоид – животное – человек. Мало того, скорее всего, жизнь индивидуума – это спрессованная во времени модель Большой Жизни, увидеть которую в реальном времени человек не может, поскольку его жизнь в сотни тысяч раз короче, чем длится процесс становления ЭП. Выходит, в принципе превращение животного в человека возможно. Вы скажете: "По воле Божьей". Хорошо. Но тогда придётся признать, что и эволюция могла произойти по воле Бога. То есть, имела место. А если эволюция, в принципе, существует, то объяснение Жизни не нуждается в "непознаваемом" Боге. Она самодостаточна.
Четвёртая особенность ЭП заключается в том, что она волею обстоятельств оказалась материализованным музеем истории своего роста по вертикали, так как верхние ступени состоят из представителей нижних и потому сохраняют их в "чреве своём". По горизонтали, в пределах ступени, к сожалению, аналогичных свидетельств нет, поскольку промежуточные формы при эволюционных процессах не сохраняются.
Пятой особенностью экологической пирамиды, является непрерывное перемешивание составляющих её объектов и их элементов. На уровне минералов вследствие геоморфологических процессов происходит постоянное перемещение вещественных объектов, которые в результате контактов друг с другом и колебаний температуры непрерывно разрушаются и воссоединяются в самых разнообразных сочетаниях. В живой природе при двуполой схеме размножения перемешивание составных частей живого организма происходит с постоянной периодичностью – каждый новый индивидуум возникает как смесь двух родителей. Но перемешивание элементов живых существ не ограничивается пределами ступени. Отправив в жизненный путь своих потомков, индивидуум умирает, разложившись на соли, белки, жиры, и так далее. То есть, его элементы рассыпаются вниз по ступеням Пирамиды. Что же, король умер, да здравствует король! Жизнь умерших даёт начало существованию их смертным потомкам, а смерть стала причиной появления целой гаммы микроэлементов-минералов. Тут же растения начинают разлагать оказавшиеся в нижней части Пирамиды минералы на элементы, перетасовывают их и, группируя в комбинации по своему усмотрению, возводят собственные структуры.
На растения грядет очередной Антихрист, который в буквальном смысле слова пережёвывает их целыми стогами, формируя из этой массы новые мясомолочные структуры, которые использует в пищу следующая ступень ЭП. Снова смерть одной жизни даёт начало другой, и снова тасуются останки предыдущего поколения: Жизнь перемешивает своё содержание, сохраняя наиболее устойчивые комбинации входящих в неё элементов, комбинаций и комбинаций комбинаций. И снова мы видим, что, казалось бы, новая мысль уже зафиксирована в 20-м аркане Священной книги Тота: "… часть материи нижнего плана переходит в высший и обратно – часть высшего спускается в нижний. Таким путём образуется частичное смешение соседних планов …". [3]
Шестая особенность экологической пирамиды в том, что она – пирамида прогресса. На Пирамиде снизу вверх объективно возрастает разнообразие возможных комбинаций исходных элементов, и субъекты каждой ступени оказываются на порядок сложнее, чем субъекты предыдущей. В результате, чем выше ступень, тем более сложные системы на ней обитают. Об этом в 19-м веке писал русский философ К.Леонтьев: "…процесс развития в … органической жизни значит вот что: постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему…, постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности … Высшая точка развития … вообще в органических явлениях есть высшая точка сложности. … Может быть, он (этот процесс) свойствен и небесным телам, и истории развития их минеральной коры, и характерам человеческим; он ясен в ходе развития искусств, школ живописи, музыкальных и архитектурных стилей, в философских системах, в истории религий и, наконец, в жизни племён, государственных организмов и целых культурных миров". [5].
Я думаю, что К.Леонтьев не прав только в том, что использует вводные слова "может быть". Для меня нет сомнений в подобии процессов, происходящих в разных областях: все они находятся в сфере юрисдикции единственного существующего в природе Закона – "Оптимальных причинно-следственных зависимостей".
Проецируя эволюционное развитие на культуру, К.Леонтьев подсказал интересную мысль. Развившаяся до необычайной высоты и сложности музыка сегодня оказалась не в состоянии противостоять примитиву. Чайковский, Мусоргский, Шнитке, Петров вытесняются поп-авангардом, апеллирующим к животным инстинктам человека. Скорее всего, толчком к этому послужил поток примитивной культуры, хлынувший из Африки и попавший на благодатную почву – молодёжную аудиторию, которая ещё только в начале "пути от животного к Богу", по выражению врача и философа 12-го века из Кордовы Ибн Рушда. Пути, по которому идёт каждый индивидуум, начиная с момента своего рождения. Остаётся надеяться, что, повзрослев, люди от суррогата вернутся к музыке, но ... Далеко не все надежды сбываются. Возбуждение животных секс-инстинктов, воплощённое в модной музыке, - ходкий товар среди определённой возрастной категории потребителей, и, следовательно, "торгующие им в храме" (в храме Жизни) достаточно денежны, чтобы держать в шорах общество и зомбировать молодёжь, удерживая её развитие на уровне обезьяны. Посмотрите, хотя бы, как в столь же выгодном бизнесе реализуют такую тактику наркодельцы.
Усложнение систем по мере роста Пирамиды дало неожиданный качественный эффект – защиту системой составляющих её субъектов, вплоть до "воскрешения из мёртвых". Изменение обстановки, смертельное для одной из частей субъекта при её самостоятельном существовании, перестало быть фатальным для этой части, когда она входит в составе системы. Гибель одного из её элементов превратилась всего лишь в сигнал, заставляющий систему принимать соответствующие меры, в том числе – восстанавливать разрушенный элемент.
Не следует упускать из виду седьмую особенность Пирамиды: все её обитатели существуют в природе одновременно.
Таковы семь характерных особенностей Пирамиды. Теперь давайте посмотрим, какие процессы на ней протекают. Совершенно очевидно, что взаимоотношения населения Пирамиды по горизонтали – в пределах ступени, и по вертикали – между субъектами разных ступеней, протекают по-разному.
http://samlib.ru/j/jakup_andrej_wernerowich/pir.shtml
Не могу сказать, что во всем придерживаюсь такого взгляда на Жизнь, эта гипотеза нуждается в крепкой критике. Я лишь перескажу, что меня из статьи Андрея Вернеровича интересует к "каиновой теме", то что поможет понять ее. Вот я не знаю, жизнь строиться (метафизически) в форме пирамиды, круга, квадрата или другой геометрической структуры - этого не вижу. Но соглашусь, что в природе можно выделить некую эволюционную картину. Эволюционную не в том плане, как рассказывает официальная наука, что в результате мутаций или других каких-то условий или случайностей жизнь усложнялась со временем. Гипотез таких много. Но есть бесспорный факт, который очевиден многим, что сложные формы жизни состоят из простейших форм жизни и существуют благодаря им. Не просто сложные организмы существуют благодаря существованию простейших организмов, а благодаря взаимодействию (организации) между простейшими организмами. И это взаимодействие между простейшими организмами, которое порождает (рождает) более сложные организмы, я не могу назвать никаким другим более подходящим словом или термином, чем слово ЛЮБОВЬ.
Любовь – Божественное имя, отражающее Божественное свойство, и основополагающая христианская добродетель. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол. 3:14).
Христианская любовь (как добродетель) по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение.
По своим главным чертам христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная.
Любовь – одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом соборном послании евангелист Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Имя Любовь отражает одно из самых главных и существенных для человека свойств Бога. По слову св. Григория Богослова, если у христиан кто-нибудь спросит, что они чествуют и чему поклоняются, то их ответ будет готов: мы чтим Любовь.
Божественная любовь проявляется в творении мира. Бог не творит мир по необходимости, а творит его по Своей высочайшей, свободной и благой любви. По Своей любви Он дарует Своим разумным созданиям возможность познания Себя вплоть до соединения с Собой, обо́жения. Бог не оставляет Своей любовью человеческой род после грехопадения прародителей и распространения греха по всей Земле, подготавливая человечество ко спасению. Наконец, Бог Сам вочеловечивается ради спасения людей, освобождает и искупает их от власти греха через Свои добровольные крестные страдания, смерть и Воскресение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.
Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-40). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью.
Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).
Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).
Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос), φιλία (фили́я),αγάπη (агапи).
http://azbyka.ru/lyubov
Еще раз, о своей мысли. Подчеркну, я сейчас, рассказываю не какую-то теорию, гипотезу или какое-то мнение о жизни, а пересказываю то, что вижу в жизни! Можно как угодно это назвать, мировоззрение, духовное зрение, или как-то иначе. Я так вижу мир. Простые организмы соединяются в любви (в самом широком смысле этого слова) и в результате их взаимодействия (взаимной любви друг к другу) возникает, рождается, образуется гораздо более сложный организм, чем простейшие организмы благодаря которым он существует. Более сложные организмы так в любви могут образовывать еще более сложный организм. Так в природе идет усложнение и разнообразие. Вот это явление Любви между организмами не рассматривается в теориях эволюции, или этому уделяется небольшое внимание. Посмотрите на любой живой организм, это настоящее чудо, как существуют и взаимодействуют между собой простейшие клетки, какие сложнейшие и прочнейшие связи установлены между ними, какая согласованность, какое совершенство есть их образование. И в результате их любви мы видим дерево, птицу, рыбу, животное, человека и в основе всего клетка, которая научилась (или кто-то научил - сейчас не об этом) объединяться с себе подобными в просто невообразимые образования, которые на своем уровне уже живут своей жизнью. Все мы сотканы из любви. Дух захватывает, когда смотришь на все это!
Но такая деталь, Любовь не изучается наукой. Из науки мы лишь знаем о двух принципиальных формах взаимоотношений Симбио́з (при которой оба партнёра или только один извлекает пользу из другого) и Паразити́зм (явление, при котором два и более организма, не связанных между собой филогенетически, генетически разнородных — сосуществуют в течение продолжительного времени и при этом находятся в антагонистических отношениях - из Вики определение, которое явно неудовлетворительное, но еще поговорим об этом). Т.е. вот Любовь, форма взаимоотношений, при которой возникает (ну или поддерживается) гораздо (!) более усложненный организм, - вот про это мы ничего не знаем. Но это в природе есть, и в этом вся суть!!! То, что там ученые химичат в своих лабораториях - это просто извращение какой-то устоявшейся (можно сказать - вечной) любви, ничего нового они не создают, а только извращают, т.е. ухудшают, упрощают. Никакие мутации не могут вести с к появлению нового организма, тем более усложненного, т.к. клетки нельзя заставить любить друг друга, они или любят друг друга и образуют организм или нет! Третьего не дано. Третье - это временные приспособления к внешним условиям, какие-то количественные (не качественные) вариации.
Животные, растения, птицы, рыбы, - не имеют той степени и полноты любви во взаимоотношениях между собой, т.к. они не образуют более совершенные организмы (да, страшно, когда человек вместо "образа божьего" начинает поклоняться "образу зверя"). Между ними только вот изучаемые наукой - симбиоз и паразитизм. Любовь они познают лишь в той степени, в которой необходимо продолжить и сохранить свой вид. Конечно, животный и растительный мир образуют биосферу земли, сложнейшую систему живой природы с ее круговоротом, но все же это не есть живой автономный организм. Т.е. всякие сосны, медведи, щуки, зайцы, опята - это венцы природы.
Человек, похоже, также венец (пусть главный) природы. Но пока люди, не имеют между собой такой любви из которой сами созданы, чтобы стать настоящими творцами, хотя и сделаны по образу и подобию божьему. Мы живем в грехе. Теперь, хотел бы вернуть к "каиновой" истории и жертвоприношениям.