Шехина

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шехина » Музыка » Музыка высшей пробы


Музыка высшей пробы

Сообщений 1 страница 20 из 41

1

Сюда предлагаю выкладывать глубокую, качественную и хорошую музыку всех направлений и эпох.

0

2

Думаю, читателям будет интересно познакомиться с примером истинно христианской музыки, но эпохи романтизма. Композитор и органист Антон Брукнер был всю жизнь истово веруюшим человеком, а религиозность была абсолютным фундаментом его творчества.
Думаю, что рядовой слушатель знаком с этим композитором недостаточно хорошо или вообще не знаком.

Музыка не фоновая, её надо именно слушать в хороших динамиках или наушниках.

Эта симфония (номер 3) одна из лучших, серьёзных и при этом редко играемых. Начнём сразу с эксклюзива в хорошем смысле слова.

+1

3

Уважаемый Creux du van, позвольте выразить Вам огромную благодарность за начатую Вами эксклюзивную тему. Вопрос о музыке чрезвычайно важен, и я надеюсь, что Вы в дальнейшем, как и на «Пешке», не оставите нас своим вниманием.

Как Вам уже известно, меня самого Вагнер и вагнерианцы не особенно вдохновляют, но избранное Вами музыкальное произведение, действительно, превосходно. Единственное, хотел бы спросить Вас, не находите ли Вы, что выбранная Вами версия исполнения 3-й симфонии Брукнера Дрезденской капеллой, - не знаю, как бы выразить мою мысль поточнее, – несколько эксцентрична?

Как Вы находите вот это, более медленное и сдержанное исполнение шотландским национальным оркестром?

Мне было бы очень интересно узнать Ваше профессиональное мнение.

0

4

Чтобы сделать открытую уважаемым Cdv тему более познавательной и увлекательной, приведу пару любопытных заметок об Антоне Брукнере и его симфонии ре-минор, посвященной Р. Вагнеру. Давайте будем пытаться восстанавливать связь времен. Также приглашаю и уважаемого Creux du van сопровождать его музыкальные примеры хотя бы краткими аннотациями или рассказами.

http://belcanto.ru/s_bruckner_3.html

Symphony No. 3 in D minor, WAB 103

Композитор
Антон Брукнер

Год создания
1873

Дата премьеры
16.12.1877

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.

История создания

Третья симфония Брукнера фактически является пятой из им написанных. Первые две он не счел достойными включения в список своих сочинений, и в литературе они известны под № 0 и № 00, а Первой симфонией стала называться третья по времени написания, до-минорная, ор. 77, созданная в 1865—1866 годах. В течение 1871—1872 годов он работал над Второй симфонией, которая была исполнена в 1873 году. Тогда композитор писал Третью симфонию. В эти годы Брукнер жил в Вене: он был приглашен преподавателем теоретических предметов и органной игры в Венскую консерваторию, и сочинять мог лишь в часы, свободные от преподавания, которое он, впрочем, очень любил.

Начата была симфония в феврале, а закончена в августе в курортном городе Мариенбаде, где композитор проводил каникулярное время. Оттуда он написал Вагнеру, перед которым преклонялся, письмо с просьбой разрешить посвятить ему симфонию, однако ответа не дождался. Тогда Брукнер сам отправился в Байрейт, где в то время находился его кумир, занятый постройкой собственного оперного театра. Сначала Вагнер даже не пожелал принять неизвестного ему музыканта, который привез с собой две пухлые партитуры (это были Вторая и Третья симфонии), но Брукнер с присущим ему простодушным лукавством произнес: «Маэстро при его проницательности достаточно будет взглянуть на темы, чтобы знать, что это за вещь».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9d/RichardWagner.jpg/220px-RichardWagner.jpg
Рихард Вагнер, 1813-1883

Вагнер, польщенный этим высказыванием, взял партитуры в руки. Вторую симфонию, перелистав ноты, он небрежно похвалил, но начав просматривать Третью симфонию, настолько увлекся музыкой, что попросил разрешения оставить ноты себе для более внимательного знакомства. Воспользовавшись этим, Брукнер попросил разрешения посвятить симфонию Вагнеру. Ответ он получил на следующий день, когда снова явился на виллу «Ванфрид». Вагнер крепко обнял его и сказал: «Итак, дорогой Брукнер, с посвящением — это вполне приемлемо. Вы доставили мне вашим произведением необычайно большое удовольствие». «Я был так счастлив в течение двух с половиной часов», — комментировал позднее Брукнер эту встречу.

Тем не менее в дальнейшем он дважды — в 1876—1877 и в 1889 годах — перерабатывал симфонию. Первоначально в порыве преклонения перед Вагнером он использовал цитаты из его опер. В последующих вариантах он отказался от этих заимствований, оставив только лейтмотив сна из оперы «Валькирия» в коде адажио.

Премьера симфонии состоялась 16 декабря 1877 года в Вене. Не¬ смотря на предубеждение большинства венских музыкантов против Брукнера, его давний поклонник дирижер И. Гербек включил Третью симфонию в программу одного из своих концертов. Однако 28 октября он скоропостижно скончался. Брукнеру пришлось дирижировать самому, несмотря на то, что дирижер он был далеко не первоклассный. Но никто из других дирижеров не желал иметь дела с его музыкой: ее считали скучной, чересчур длинной. Во время исполнения Третьей симфонии слушатели демонстративно покидали зал, оркестранты, едва окончив исполнение, тоже ушли.

С глубоко огорченным Брукнером остались лишь несколько друзей и учеников, среди которых был его восторженный поклонник семнадцатилетний Малер. Оказался среди друзей и другой поклонник творчества Брукнера, нотоиздатель Реттиг, который тут же предложил издать и партитуру и голоса. Это смягчило для композитора горечь неудачи. Видный критик Э. Ганслик, долгие годы буквально преследовавший Брукнера, писал в рецензии на премьеру, что в симфонии смешиваются влияния Девятой Бетховена и вагнеровской «Валькирии», но в конце «Бетховен попадает под подковы коней Валькирий».

Лишь через много лет Третья симфония получила достойное ее признание и с громадным успехом была исполнена во многих концертных залах Европы.

Третья — «Новая героическая» — одно из этапных произведений замечательного симфониста. Это глубоко философская музыка, полная раздумий о человеке, его предназначении, его духовной красоте. Несмотря на черты родства с творчеством Вагнера, симфония глубоко самобытна, отмечена неповторимым своеобразием личности ее творца.

*********************************************

Второй материал (воспоминания архитектора и министра военной промышленности Германии Альберта Шпеера) представляет общеисторический интерес. Он затрагивает крайне любопытную область отношения еврейских вождей Третьего Рейха к музыке Вагнера и Брукнера. В самом конце описаны переживания Магды Геббельс (Беренд-Фридлендер-Квандт), любовницы известного сиониста (и российского миллионера) Хаима Арлозорова, убитого в Палестине в 1933 году.

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=2322

Гитлер, Вагнер, Брукнер...

Есть известное утверждение об увлечении руководителей 3 Рейха Вагнером. Мне попалось несколько слов на эту тему в книге Альберта Шпеера – главного архитектора Гитлера. Вот эта подборка, где в первом абзаце содержится краткая характеристика своего хобби автором. Привожу потому, что книга Шпеера, насколько я могу судить, является наиболее прямым и полным свидетельством о менталитете руководства рейха, не считая известных дневников и стенограмм, а также мемуаров генералов, но в тех мемуарах обсуждаются совсем другие темы. Во всяком случае, можно предположить, что это – наиболее беспристрастное в этом отношении свидетельство безусловно осведомлённого и достаточно образованного человека, который был очень близок Гитлеру и пользовался его безусловным расположением. Для меня было неожиданным упоминание в этом контексте Брукнера. Ничего особенного или нового, но мне до сих пор не попадались прямые свидетельства на эту тему. Длинную историю с женой Геббельса привожу просто для атмосферы.

Перевод так себе, нашёл в сети, оригинала у меня нет.

*******

http://lib.aldebaran.ru/books/shpeer_albert/shpeer_albert_vospominaniya/cover.jpg

"Меня сильнее всего привлекала музыка. В Мангейме я до 1922 г. слушал молодого Фуртвенглера и затем Эриха Клайбера. В то время я находил Верди более впечатляющим, чем Вагнера, а Пуччини был для меня "ужасен". Напротив, мне очень нравилась одна симфония Римского-Корсакова, и Пятая симфония Малера, хотя и казалась мне "довольно сложной, но она мне "понравилась".

"Я также никогда не пропускал постановки "Мейстерзингера" с ансамблем Берлинской государственной оперы под управлением Фуртвенглера по случаю открытия съездов. Можно было бы подумать, что такое гала-представление, сравнимое только с Байрейтскими фестивалями, собирало огромное количество людей. Свыше тысячи представителей партийной верхушки получали приглашения и билеты, но они, по-видимому, предпочитали собирать информацию о качестве нюрнбергского пива и франкского вина. При этом каждый, наверное, надеялся на то, что другой выполнит свой партийный долг и высидит всю оперу: вообще существует легенда, что партийная верхушка интересовалась музыкой. На самом же деле ее представители были неотесанными, индифферентными типами, для которых классическая музыка значила так же мало, как и искусство и литература вообще.

Даже немногие представители интеллигенции среди высших чинов Гитлера, вроде Геббельса, не посещали такие мероприятия, как регулярные концерты Берлинской филармонии под управлением Фуртвенглера. Здесь из всей элиты можно было встретить только министра внутренних дел Фрика; сам Гитлер, вроде бы обожавший музыку, с 1933 г. появлялся в Берлинской филармонии только в редких официальных случаях.

Все вышесказанное делает понятным то, что на этом представлении "Мейстерзингера" в 1933 г. в Нюрнбергской опере зал был почти пуст, когда в правительственной ложе появился Гитлер. Он был крайне рассержен, потому что, как он заявил, нет ничего более оскорбительного и тяжелого для актера, чем играть перед пустым залом. Гитлер приказал выслать наряды с заданием привести в оперу высоких партийных функционеров с их квартир, из пивных и ресторанов, но все равно не удалось заполнить зал. На следующий день в оргкомитете рассказывали многочисленные анекдоты о том, где и при каких обстоятельствах взяли отсутствовавших.

После этого Гитлер на следующий день приказал не любящим театр партийным бонзам присутствовать на праздничном спектакле. Они выглядели скучающими, многих явно одолевал сон. Гитлер также считал, что жидкие аплодисменты далеко не соответствовали блестящей постановке. Поэтому с 1935 г. партийную массу заменили гражданской публикой, которая должна была приобретать билеты за большие деньги. Только таким образом удалось добиться необходимой актерам "атмосферы" и аплодисментов, которых требовал Гитлер."

«Недалеко от Байрейта Гитлер один пересел в небольшой закрытый "Мерседес", за рулем которого сидел его личный фотограф и, никем неузнанный, поехал на виллу Ванфред, где его ожидала фрау Винифред Вагнер».

"В годы войны Гитлер отказался от ежевечерней кинопрограммы, потому что, как он выразился, готов отказаться от своего любимого развлечения "из сострадания к терпящим лишения немецким солдатам". Вместо этого заводили пластинки. Несмотря на отличную их коллекцию, интерес Гитлера был крайне ограничен. Ни музыка барокко, ни классика, ни камерная музыка, ни симфонические произведения ничего ему не говорили. Вместо этого, в раз и навсегда установленной последовательности, за несколькими бравурными отрывками из вагнеровских опер шла оперетта. И все. Гитлер тешил свое честолюбие угадыванием имен исполнительниц и радовался, что часто случалось, когда попадал в точку."

"Ежегодно он был гостем Байрейтских фестивалей и не пропускал там ни одного премьерного спектакля. Мне, полному профану в музыке, казалось, что в беседах с госпожой Винифред Вагнер он обнаруживал изрядное понимание музыкальных тонкостей. Но больше его все же захватывала постановочная сторона.

http://wpc2.narod.ru/02/wagner_hitler_1938.jpg
Винни Вагнер и Адольф Гитлер, 1938 г.

За этими пределами, однако, он посещал оперу крайне редко, а позднее его интерес к театру заметно понизился. Даже его любовь к музыке Брукнера была все же скорее поверхностной. Хотя перед каждой его речью "о культуре" на партийных съездах в Нюрнберге и проигрывался отрывок из брукнеровской симфонии. В остальном же он проявлял заботу только о том, чтобы в соборе св. Флориана не угасал огонь дела всей жизни композитора. Для общественного же мнения он старался поддерживать видимость своей очень насыщенной культурной жизни."

"Тем временем дела между Ханке и госпожой Геббельс продвинулись настолько, что, к ужасу всех посвященных, они задумали пожениться. Очень неравная пара: Ханке был молод и неопытен, она существенно старше, элегантная дама из общества. Ханке добивался у Гитлера разрешения на развод, но Гитлер по государственным соображениям отказывал.

В самом начале Байрейтского фестиваля 1939 г. Ханке как-то утром заявился в мой берлинский дом в полном отчаянии. Супруги Геббельс помирились, сообщил он, и вместе отбыли в Байрейт. Я-то считал, что для Ханке это самый удачный выход. Но отчаявшегося влюбленного не утешить поздравлениями по такому поводу. Поэтому я пообещал ему разведать в Байрейте, что же произошло, и тотчас же отбыл.

Семья Вагнеров пристроила к дому Ванфрида просторное крыло, в котором в эти дни остановился Гитлер и его адъютанты, тогда как приглашенные фюрером гости были размещены в частных квартирах. Между прочим, здесь своих гостей Гитлер отбирал тщательнее, чем в Оберзальцберге, не говоря уж о Рейхсканцелярии. Не считая несущих службу адъютантов, он ограничивался приглашением нескольких знакомых с их женами, в отношении которых он мог быть уверенным, что они будут приятны семейству Вагнеров; в сущности, постоянными гостями были только д-р Дитрих, д-р Брандт и я.

В дни фестиваля Гитлер производил более раскованное впечатление, чем обычно. В семействе Вагнеров он определенно чувствовал себя уютно и избавленным от необходимости олицетворять собой власть, необходимости, подчиняться которой, он иногда считал себя обязанным даже при небольшом вечернем застолье в Рейхсканцелярии. Он был весел, по-отечески общался с детьми; по отношению к Винифред Вагнер держался по-дружески и предупредительно. Без его финансовой поддержки фестивали едва ли смогли бы продержаться. Каждый год Борман отсыпал из своих фондов сотни тысяч, чтобы фестивали достойно увенчивали очередной сезон немецкой оперы. Быть патроном этих фестивалей и другом семьи Вагнеров - возможно это было осуществление мечты, в которую Гитлер едва ли отваживался верить в дни своей молодости.

Геббельс с женой прибыли в Байрейт в тот же день, что и я, и заняли квартиру в пристройке дома Ванфрида. Фрау Геббельс была, судя по всему, глубоко подавлена, она откровенно рассказала мне:
"Ужасно, как мой муж запугивал меня. Я только собралась отдохнуть в Гаштайне, как он без всякого приглашения появился в отеле. Три дня он непрерывно уговаривал меня; больше я вынести не могла. Он шантажировал меня нашими детьми - он прикажет их у меня отнять. Что я могла поделать? Мы помирились только внешне. Альберт, это чудовищно! Мне пришлось дать ему слово никогда не встречаться более приватным образом с Карлом. Я так несчастна, но у меня нет выбора".

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/Bundesarchiv_Bild_146-1978-086-03%2C_Joseph_Goebbels_mit_Familie.jpg
Образцовая еврейская национал-социалистическая семья: Магда Беренд и министр пропаганды Йозеф Геббельс, 1 января 1944 г.

Что могло бы лучше всего соответствовать этой семейной трагедии, чем "Тристан и Изольда", которую мы - Гитлер, супруги Геббельс, госпожа Винифрид Вагнер и я - как раз слушали из большой центральной ложи. Госпожа Геббельс, справа от меня во время всего спектакля тихонечко плакала. В антрактах она сидела в углу одного из салонов, сломленная и всхлипывающая, в то время как Гитлер и Геббельс показывались через окно народу и старались не замечать неприятную ситуацию.

На следующее утро я раскрыл Гитлеру, которому поведение фрау Геббельс накануне осталось непонятным, подоплеку состоявшегося примирения. Как глава государства он, хотя и приветствовал такой поворот событий, но тотчас же, в моем присутствии вызвал Геббельса и немного - словно и сухо сообщил тому, что будет лучше, если он со своей супругой в этот же день покинет Байрейт. Не дав возможности какого-либо возражения, даже не протянув руки, он попрощался с министром и после этого повернулся в мою сторону: "С женщинами Геббельс циник". Он и сам был циником, на другой манер, впрочем."

"Гесс занимался проблемами гомеопатического лечения, любил камерную музыку и имел чудаковатых, но в то же время интересных знакомых."

0

5

Elista написал(а):

Как Вам уже известно, меня самого Вагнер и вагнерианцы не особенно вдохновляют, но избранное Вами музыкальное произведение, действительно, превосходно. Единственное, хотел бы спросить Вас, не находите ли Вы, что выбранная Вами версия исполнения 3-й симфонии Брукнера Дрезденской капеллой, - не знаю, как бы выразить мою мысль поточнее, – несколько эксцентрична?
Как Вы находите вот это, более медленное и сдержанное исполнение шотландским национальным оркестром?

Я очень рад, что Вы оценили по достоинству эту вещь. Дело всё в том, что я намеренно выбрал не слишком затянутое исполнение - единственное такое, что удалось найти. . Дело в том, очень много редакций этой симфонии и темп первой части указан по разному, вот варианты: Gemäßigt; mehr bewegt, misterioso; Sehr langsam, misterioso; Sehr mässig bewegt. Метронома же не указано. Я не знаю, какой темп истинно самый первый и авторский, но уверен, что автор имел ввиду то, что это просто значительно умереннее обычного аллегро модерато первой части большинства симфоний, но не означает полного болота и отсутствие движения. Болото полностью ломает развитие и форму, ставит фактуру выше содержания. Размер первой части обозначен этим знаком http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Alla_breve_%28PSF%29.svg/36px-Alla_breve_%28PSF%29.svg.png Alla breve
что означает 2/2, то есть такт идёт на 2, а не на 4 или 8.  К сожалению, большинство исполняют это практически по восьмым, то есть 8/8, если Вам нравится это sehr langsam, то Вы легко найдёте подходящее исполнение. Для неискушённого слушателя это затруднит восприятие музыки в целом.  Я бы исполнял это даже живее, чем дрезденская капелла и слышал такие исполнения.
Да, излишняя речитативность и рельефность в этом исполнении немного портят картину.

0

6

Благодарю Вас за подробный ответ, уважаемый Creux du van. Может быть, Вы разместите что-нибудь из Вагнера, по своему выбору, в продолжение этой темы?

И еще одна просьба, совсем из другой области. Я напишу о ней в разделе "Сопротивление".

0

7

Уважаемый creux du van, не могли бы Вы порекомендовать к прослушиванию что-нибудь из музыки второй половины 20 века? Была ли вообще написана в этот промежуток хоть какая-либо (по Вашему мнению) "глубокая и качественная" музыка?

А симфония Брукнера очень понравилась, спасибо.

0

8

Elista написал(а):

Может быть, Вы разместите что-нибудь из Вагнера, по своему выбору, в продолжение этой темы?

Пожалуйста, прелюдия к 1 акту оперы "Тристан и Изольда" (по ней море информации в сети)

У меня мой модем-свисток барахлит, поэтому записи выискивать не могу.
Вся опера тут, если появится желание прослушать....


я, правда, ни разу не осилил прослушать. :D  Но самое начало мне очень нравиться, этот пряный томный аккорд на первых же тактах ("лейтаккорд" всё оперы) , в классической гармонии получил название "тристан-аккорд" http://ru.wikipedia.org/wiki/Тристан-аккорд и многократно копировался.

0

9

Дмитрий написал(а):

Была ли вообще написана в этот промежуток хоть какая-либо (по Вашему мнению) "глубокая и качественная" музыка?

Ну что Вы, музыки очень много.
Предлагаю Вам пойти по непростому пути и послушать самого позднего Шостаковича. Есть две классные вещи: соната для альта и второй концерт для виолончели, думаю, что последний будет интересен. Виолончель - инструмент, который обладает огромным высотным диапазоном, но его "рабочая" высота звучания соответствует человеческому голосу. Вещь гениальная, местами филосовско-мистическая, местами - гротескная. Немножко отдаёт даже чертовщиной. Я не считаю, что предварительные ремарки помогают лучшему восприятию музыки, как как они сразу вешают определённые якоря и сужают горизонт, лучше просто сначала слушать, ограничусь ссылкой на вику http://en.wikipedia.org/wiki/Cello_Concerto_No._2_(Shostakovich) русской статьи нет. Я догадываюсь, как тут все относятся к М. Ростроповичу, но профи он был высочайшим, а вещь эта писалась специально под него.




0

10

creux du van
Вещь гениальная, местами филосовско-мистическая, местами - гротескная. Немножко отдаёт даже чертовщиной.

Да уж... Навскидку, 99% чертовщины и 1% гротескной рефлексии. Наверное, все-таки прав был Вагнер, что инструментальная музыка закончилась на Бетховене. Раз уж на то пошло, получите в ответ, уважаемый Creux du van:

Как-то вечером, в Москве, на квартире Е. П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал:
— Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди,
И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:
— Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, — должность адски трудная.
М. Горький. «В. И. Ленин»

Tatiana Bezmenova plays Beethoven, Apassionata. 1st movement

0

11

Уважаемый Creux du van, a что Вы скажете по поводу резкой критики «лейтмотивов» Р. Вагнера и его теории «бесконечной мелодии» со стороны психиатра и известного сиониста Макса Нордау?

http://exlibris.ng.ru/images/2009-07-23/228882.jpg
Макс Нордау (Симон Зюдфельд, 1849-1923)

Незачем ехать в Байрейт тому, кто не умеет бойко болтать при помощи лейтмотивов. И как мизерен плод этих психопатических усилий! Вольцоген, написавший «Тематическое руководство» к тетралогии «Нибелунгов», находит всего девяносто лейтмотивов в этих четырех громадных произведениях. Язык, располагающий таким незначительным числом слов, даже если эти слова произносятся с таким пафосом, как «мотив утомленного Зигмунда», «мотив мщения», «мотив порабощения» и т. д.,— что это за язык! С этим запасом слов нельзя было бы даже поговорить с патагонцем о погоде. На одной странице какой-нибудь детской азбуки указано больше средств выражения мысли, чем во всем лексиконе Вольцогена языка вагнеровских лейтмотивов. История искусства не знает более поразительного заблуждения.

Музыка не может выражать понятий; это дело речи, которая вполне удовлетворяет своему назначению. Если слово перелагается на музыку, поется под аккомпанемент оркестра, то это делается не для того, чтобы точнее выяснить его смысл, а для того, чтобы усилить его впечатление музыкальными эффектами. Музыка — своего рода гармоническая доска, при помощи которой слово вызывает отголосок бесконечности. Но такой отзвук из мира таинственного предчувствия не может получиться путем хладнокровного склеивания лейтмотивов, повторяемых по шаблону, словно это работа какого-нибудь добросовестного ремесленника.


...Вагнер называет «мелодией», присваивая ей особенный эпитет, музыкальную форму, фактически являющуюся отрицанием и упразднением мелодии. Он признает бесконечную мелодию прогрессом, а на самом деле она означает возвращение к начаткам искусства. С Вагнером повторяется явление, которое мы уже неоднократно отмечали, именно, что выродившиеся субъекты признают свой атавизм, свое психопатическое возвращение к низшим ступеням развития за изумительный прогресс.

Вагнер выдумал свою теорию бесконечной мелодии, потому что не обладал способностью к законченным мелодиям. Все беспристрастные музыкальные критики поражаются скудостью его мелодического творчества. В молодости он легче изобретал мелодии и создал превосходные (в «Тангейзере», «Лоэнгрине», «Моряке-скитальце»); но с годами у него все более иссякал источник мелодического творчества, а вместе с тем он все резче и упрямее настаивал на своей бесконечной мелодии.

Тут повторяется хорошо нам известное явление, именно создание задним числом теории, которую автор или композитор старается обосновать или прекратить то, что он делает в силу необходимости. Вагнер изобрел свой лейтмотив, потому что он не был в состоянии характеризовать своих действующих лиц при помощи музыкального творчества, т. е. истинно художественным приемом.

Ганслик замечает по этому поводу: «В «музыкальной драме» действующие лица не отличаются друг от друга, как в старой «опере» (Дон Жуан и Лепорелло, донна Анна и Церлина, Макс и Каспар) характерными мелодиями, но напоминают друг друга, как две капли воды, однообразным пафосом своих музыкальных речей. Чтобы установить между ними различие, Вагнер заменил характеристику так называемыми лейтмотивами, исполняемыми оркестром». И так как в особенности под старость его мелодическое творчество все более иссякало, то он и создал свою теорию о бесконечной мелодии.

0

12

Уважаемый Creux du van, я думаю, что ко всем этим «музыкальным гениям» - Шостаковичам и Ростроповичам, равно как Вагнерам и Бетховенам - вполне можно отнести гениальные, бессмертные строки Виктора Митрофановича Острецова из его статьи «Культура» как орудие национального разрушения. Мне неоднократно приходилось их уже цитировать:

http://wpc2.narod.ru/ostretsov_vm_1969_taiga.gif

Культура распада и тления. На этой культуре нации не возрождаются, даже если часто вспоминать Кутузова и Суворова и читать долго и внимательно Чехова и Бердяева. У воров при таких воспоминаниях и при таком чтении не пропадает желание воровать, а у бандитов убивать.

История знает много очень образованных воров и бандитов, начиная с тех же Ленина и Троцкого, Савинкова и Гоца с Гершуни в придачу, не считая Дейча, Свердлова и Чернова. Про образованных руководителей ГПУ и НКВД не говорю. Если бы они не уважали Толстого и Достоевского, Чайковского и Куприна и других столпов русской культуры и не видели в них для себя пользы, то мы бы их, этих “столпов культуры” и мастеров слова, век не увидели. Факт, сколь ни печальный по своим выводам, но по исторической реальности с ним решительно не поспоришь. Печально, но факт.

Общее дело. О нем так мечтал Н.Ф.Федоров, и оно пришло. Но только не в виде всеобщего воскрешения, а прямо обратного процесса усыпления, но тоже дела почти всеобщего.


И чуть далее:

В реальности масонство ведь не есть скопище маргиналов, жуликов и мелких воришек. Дело обстоит намного глубже и трагичнее. И в то же время каждый из нас в своей повседневной практике может противостоять тем началам, которые масонство проповедует. Для этого надо просто знать, что масонство в наше время есть главная культуросозидающая сила современного мира. Речь идет о качестве и содержании самой современной культуры и ни о чем ином. О ее религиозном, человекобожеском начале, о ее оккультно-каббалистических основах.

Речь идет о том, как мы из глубины своего сознания видим мир и мировой исторический процесс. Считаем ли мы, что мир совершенствуется и улучшается под воздействием науки, литературы, искусств, а вместе с тем становится лучше и сам человек? Что улучшение техники и повышение комфорта увеличивают радость и счастье на земле, и таким образом мир идет к «райскому состоянию»?

Если вы верите именно в это, то дело масонства в вас лично цветет и пахнет. И любой магистр любой ложи может… довольно потирать свои холеные ручонки. Вы — его человек.

Если же у вас есть сомнение в этих утверждениях пророков иудаизма и масонства, если вас начинает волновать мысль о жизни после смерти и вы всерьез думаете о спасении души через церковное делание, то вы своим существованием не доставляете радости никакому магистру никакой ложи. С вами ему еще придется поработать. И кто кого — вопрос.

0

13

franki написал(а):

Да уж... Навскидку, 99% чертовщины и 1% гротескной рефлексии. Наверное, все-таки прав был Вагнер, что инструментальная музыка закончилась на Бетховене.


Я предполагал, что Вам не понравится, но для меня это произведение кажется близким и естественным, как некое собственное темноватое альтер эго, может, это во мне масонство говорит. Ну за исключением 2-ой быстрой части, построенной на дурацкой цитате песни "Бублики", я бы эту часть выкинул - ослабление стиля. Я, может, неправильно назвал рубрику, надо было "сильную и качественную", то, что это не "хорошая" музыка, мне ясно. Но то, что я могу такую музыку, как этот концерт, слушать понимать на рефлекторном уровне и заценивать её силу и проникающую способность - это круто, я не хочу это трять. Ну и у нас тут не душелечебница ведь, такой музыки просто не должно быть много, это как перец в супе, другое дело, что нас всё время заставляют жрать перец ложками из тарелки. Хотел ещё Б. Бриттена запостить, но это тем более не пойдёт в такой благонравной компании.

Ну а собственно инструментальная музыка в нынешнем понимании, как солирующего инструмента - скорее с Бетховена как раз началась.

И ещё раз хочу отметить, что хороших с Вашей точки зрения композиторов сейчас много, просто они до широкой публики не доходят.

Отредактировано creux du van (Среда, 3 октября, 2012г. 03:32:37)

0

14

franki написал(а):

Уважаемый Creux du van, a что Вы скажете по поводу резкой критики «лейтмотивов» Р. Вагнера и его теории «бесконечной мелодии» со стороны психиатра и известного сиониста Макса Нордау?

Я не знаток Вагнера и об эволюции мелодии дискутировать не готов, но думаю, что бесконечные мелодии скорее всего просто следствие главенства формы над содержанием

franki написал(а):

Вагнер изобрел свой лейтмотив, потому что он не был в состоянии характеризовать своих действующих лиц при помощи музыкального творчества, т. е. истинно художественным приемом.
Ганслик замечает по этому поводу: «В «музыкальной драме» действующие лица не отличаются друг от друга, как в старой «опере» (Дон Жуан и Лепорелло, донна Анна и Церлина, Макс и Каспар) характерными мелодиями, но напоминают друг друга, как две капли воды, однообразным пафосом своих музыкальных речей. Чтобы установить между ними различие, Вагнер заменил характеристику так называемыми лейтмотивами, исполняемыми оркестром». И так как в особенности под старость его мелодическое творчество все более иссякало, то он и создал свою теорию о бесконечной мелодии.

Это интересная мысль, имеет место быть, когда для характеристики используется лейтгармония даже, а не лейтмотив и это пришло в позднем романтизме. Потом, по мере отступления тональности даже для отличия всего произведения вместо тонического трезвучия главной тональности часто использовался "лейтаккорд" тоническое созвучие (вместо трезвучия) - характерный пример "Прометей" А. Скрябина и тонический "прометей-аккорд". Ну а потом пришли нововенцы и начался вообще беспредел. http://ru.wikipedia.org/wiki/Прометеев_аккорд
Между прочим, Скрябин (после начала его сумасшествия на теософии, до этого он был другим) гармонически очень близок Вагнеру, при очень далёкой стилистике, они оба активно использовали специфические альтерации нагромождали и доминанту к доминанте много раз.

Кстати, Вагнеру есть что ответить сионисту Нордау:

РИХАРД ВАГНЕР
ЕВРЕЙСТВО В МУЗЫКЕ

http://amkob113.narod.ru/vagpb/vag-1.gif
Читать:
http://amkob113.narod.ru/vagpb/index.html

Отредактировано creux du van (Среда, 3 октября, 2012г. 03:44:02)

0

15

creux du van
Кстати, Вагнеру есть что ответить сионисту Нордау:

РИХАРД ВАГНЕР
ЕВРЕЙСТВО В МУЗЫКЕ

Да, уважаемый Creux du van, «Еврейство в музыке» - одно из немногих широко известных сегодня сочинений Р. Вагнера по «еврейскому вопросу». По всей видимости, именно за него и ополчился на Вагнера Макс Нордау. В этом давнем споре так и хотелось бы сказать им обоим с Соломоновой мудростью: и ты прав, и ты прав.

Может быть, Вы приведете какие-то отрывки из работы Вагнера и прокомментируете их, проиллюстрируете конкретными музыкальными примерами? Это было бы очень интересно.

0

16

Elista написал(а):

Может быть, Вы приведете какие-то отрывки из работы Вагнера и прокомментируете их, проиллюстрируете конкретными музыкальными примерами? Это было бы очень интересно.

Уважаемый Элиста, меня занимает другая, более прикладная тема - влияние музыки, гармонии и ритма на психику, расстановка "якорей", итд., но даже для этой темы я не могу найти времени, да и чётких научных формулировок, которые будут понятны простым людям. А предложенная Вами работа мне вот совершенно не интересна, так как там всё предельно ясно, послушайте любую вещь Мендельсона.

0

17

Уважаемый Creux du van, а как Вам нравится реквием до-минор Луиджи Керубини в исполнении ялтинского хора Анима и крымского симфонического оркестра?

часть 1

часть 2

часть 3

0

18

franki написал(а):

Уважаемый Creux du van, а как Вам нравится реквием до-минор Луиджи Керубини в исполнении ялтинского хора Анима и крымского симфонического оркестра?

Хоть это произведение и известное, я его никогда толком не слушал, вернее не вслушивался. Сейчас вот с Вашей подачи послушал несколько частей (нашёл другую запись, эта некачественная именно что сама запись с концерта, кстати, рекомендую зарегистрироваться в соцсети vk.com из-за её бездонного аудио-видеохостинга, называться там своим именем никто не заставляет) , могу сказать, что произведение качественно написанное, но мне вот совершенно не нравится. Если яснее, то автор явно отличный полифонист и форму хорошо лепит, но гармонизация и полифония какие-то... без парадокса в хорошем смысле слова - творческого наполнения в смысле и в то же время совершенно романтические. Да даже вроде и ходы оригинальные, но не зацепляются за ухо. В этом жанре полно произведений разных эпох, которые гораздо лучше. Если честно, мне очень удивительны восхищения этой вещью от действительно великих композиторов, вроде Бетховена. Может как этап и веха в композиции этот реквием тогда и представлял большую ценность. Или у меня что-то со вкусом.

Пишут, что он был каким-то знатным масоном - Вы поэтому интересуетесь?

0

19

creux du van
В этом жанре полно произведений разных эпох, которые гораздо лучше. Если честно, мне очень удивительны восхищения этой вещью от действительно великих композиторов, вроде Бетховена. Может как этап и веха в композиции этот реквием тогда и представлял большую ценность. Или у меня что-то со вкусом.
Пишут, что он был каким-то знатным масоном - Вы поэтому интересуетесь?

Да, Керубини был масоном Великого Востока Франции, это был едва ли не официальный гимнописец т.н. «великой французской гендерной революции». Мне хотелось узнать у Вас, уважаемый Creux du van, не находите ли Вы каких-то специфических стилевых особенностей в его музыке? Общих с другими масонскими композиторами, с тем же Бетховеном? Ведь недаром же Бетховен так высоко его ценил?

Самого Б., как и Моцарта, иллюминаты пасли до конца его жизни. Они его опекали, идеологически направляли, раскручивали и использовали. С Керубини, по всей видимости, та же самая картина. Масонская культура – точно, как описывал ее В.М. Острецов.

Как Вы думаете, не был ли Бетховен наркоманом?

0

20

franki написал(а):

Мне хотелось узнать у Вас, уважаемый Creux du van, не находите ли Вы каких-то специфических стилевых особенностей в его музыке? Общих с другими масонскими композиторами, с тем же Бетховеном? Ведь недаром же Бетховен так высоко его ценил?

Да, при прослушивании этого реквиема некоторые чисто бетховенские вещи бросаются в ухо. Ну, в смысле, мелодические, композиторские ходы. Если конкретнее, ну некоторые типовые модуляции и тональности в тональность, пунктиры, оркестровка. Унисоны (когда весь состав играет одну мелодию) попадаются чисто бетховенские.
Кто у кого больше подсматривал, могут знать музыковеды-профессионалы, но я не из них.
Послушайте 5 минут какого-нибудь близкого по жанру Бетховена, например Эгмонта, ассоциации будут понятны.

Например, вот деревяшки духовые после первых аккордов идут похоже, как тут


Но это не очень удачное сравнение, при желании можно накопать более удачные. Вот сейчас мне подумалось, что Керубини откровенно слабый композитор, странно всё это вообще с Бетховеном. Этот реквием чем-то напоминает довольно неуклюжее, корявое и намного более позднее произведение А. Дворжака "Stabat Mater", но Дворжак слушается легко и приятно, в этот реквием пустышка вообще.

franki написал(а):

Как Вы думаете, не был ли Бетховен наркоманом?

Мне решительно никак не прокомментировать это. Думаю, что его собственные головные тараканы (а у него они дюже злые были) легко могли заменить самый тяжёлый наркотик.

Отредактировано creux du van (Среда, 10 октября, 2012г. 06:12:10)

0


Вы здесь » Шехина » Музыка » Музыка высшей пробы