Исключительное по цинизму интервью с А. Карповым появилось на сайте "Большая Москва":
Анатолий Карпов: Жить на несколько ходов вперед
Автор: Дарья Смольникова
http://b-m.info/obshchestvo/anatoliy_ka … ov_vpered/
Оно было перепечатано Chess News, где стало предметом живого обсуждения любителей шахмат. Размещенный ув. КА текст перенесен мною из темы "Kasparov-Kapparos Political Myth Debunked". Админ.
***
http://chess-news.ru/node/22867
Анатолий Карпов: "В Советском Союзе не было проблем заработать"
Политическая карьера одного из самых титулованных и «оскароносных» шахматистов мира началась в конце 80-х. С тех пор сделано столько, что хватило бы на несколько человеческих биографий.
Оригинал на сайте b-m.info
Более полусотни книг, учебников и монографий, множество непревзойденных рекордов, работа в комитете по природопользованию Госдумы, Президентский совет по культуре, общественный Совет при Министерстве обороны, работа на посту Президента Международной ассоциации Фондов мира, активнейшая общественная деятельность и колоссальная работа по возрождению почти утерянных шахматных традиций в стране, начиная со школьной скамьи…
Сложно перечислить все, чем занимается этот удивительный человек. Понятно, что свободного времени у него просто не бывает. Тем не менее, Анатолий Евгеньевич согласился встретиться и ответить на вопросы нашего издания.
- Анатолий Евгеньевич, несмотря на вашу богатую и насыщенную общественную деятельность в России и в мире, фамилия Карпов в первую очередь ассоциируется с шахматами. Что происходит сейчас с этим видом спорта у нас и за рубежом? Похоже, он незаслуженно забыт…
Это, конечно так. Но сейчас ситуация улучшается. А если говорить о том, что происходило в 60-80 годы, то мы только выходим на свои прежние позиции. Потому что за прошедшие годы было сделано огромное количество ошибок, было упущено время, причем это все происходило как на российском, так и на мировом уровне. К сожалению, когда у нас разваливалась страна, под ее обломками оказались и те проекты и программы, которые приносили успех. Я так думаю, что Россия потеряла как минимум два поколения шахматных лидеров. Мы и по сей день испытываем в связи с этим большие проблемы, но, слава Богу, начиная с 2004 года все это начало постепенно восстанавливаться. Где-то к 2010 году практически удалось восстановить то лучшее, что было у нас в шахматах. Надеюсь, что результат этих усилий мы получим достаточно скоро. Однако пока наши шахматисты еще пользуются заделами Советского Союза.
- Когда-то Ботвинник совершил грандиозную ошибку, сказав, что из маленького Толи Карпова «ничего не получится». И все же – как ребенок из очень простой рабочей семьи мог вырасти в чемпиона, гроссмейстера и стратега такого уровня, уже в 14 лет став мастером спорта СССР?
А сам собой. Я любил шахматы с малых лет, даже ночами играл. Занимался в шахматной секции Златоустовского металлургического завода, в 9 лет получил спортивный разряд и был принят всеми воспитанниками этой секции. В дальнейшем становлении эти первые шаги были очень важны. В 10 лет я уже возглавлял команду, хотя по возрасту еще не мог быть ее капитаном. Раз в месяц мы принимали у себя соперников и точно также сами выезжали на соревнования. И вот так за два года переиграли в шахматы практически все металлургические предприятия Южного Урала. Мой первый тренер, Дмитрий Артемьевич Зюляркин, ездил со мной чаще всего и сейчас он является одним из ведущих шахматистов в клубе металлургов, а клуб по-прежнему успешно выступает на соревнованиях.
Михаил Ботвинник большое значение придавал научному обоснованию шахматной игры, знанию теории. А у меня первая шахматная книга появилась в руках где-то в 1958 году, то есть в семь лет, так что мои знания в теории были на несколько порядков ниже, чем я играл практически. Все это он, конечно, увидел сразу. Но не учел другого: из-за незнания теории я, попадая в трудные позиции, научился их преодолевать. И мое упорство в этом деле, умение находить решение даже в самых сложных ситуациях было основным качеством. Все это здорово добавило жизненного опыта, поскольку я научился воспринимать любой «сюрприз» судьбы с позиции того, как это лучше всего разрешить.
Кстати, по поводу теории отмечу еще один момент. Сегодня прозвучит странно, но раньше тиражи шахматных книг всегда превышали 100 тыс. экземпляров. Сейчас же в России если 5 тысяч издается, это считается уже немалым тиражом. Мне в этой связи принадлежит рекорд. В свое время я тесно сотрудничал с математическим журналом «Квант», там старались проводить связь шахматной доски и математики. Так вот одна книга, которая вышла на базе моих статей в журнале, имела рекордный тираж – 1,5 млн экземпляров.
- Великое противостояние Карпова и Каспарова – «двух К» – было одним из самых грандиозных за всю историю шахмат. Как складываются ваши отношения сейчас, учитывая весьма оппозиционные настроения Каспарова?
О политике с ним не говорим, потому что в этом смысле мы, скорее всего, находимся на полярных позициях. А что касается шахмат, у нас есть общее видение того, что должно присутствовать в профессиональной игре, какие ошибки были совершены и как их нужно исправлять. Мы достаточно редко встречаемся и это, как правило, различные шахматные турниры.
- Какое место в вашей жизни занимают шахматы сейчас? Часто ли удается сесть за доску, сразиться с противником?
Чаще всего просто не успеваю из-за большой занятости. А те игры, которые есть, допустим, на компьютере, до сих пор не очень сильны. Поэтому в самолеты я это с собой не беру. Но, надо отдать должное, компьютер, в отличие от человека, никогда не ошибается, тактические просчеты видит сразу. И для того, чтобы проверить, проанализировать свой ход, я могу привлечь компьютер.
- Расскажите о вашей масштабной работе с детьми? Она касается только шахмат или все гораздо шире?
Я очень давно занимаюсь шахматным образованием. Причем, считаю, шахматы необходимы и в обычных, и в специальных школах. В 1988 году в Воронеже была открыта первая шахматная школа. С этого момента я создал немало школ, сейчас их уже несколько сотен, открываются многочисленные филиалы.
Когда я понял, что на данном уровне шахматы очень хорошо развиваются, я обратился к министру образования Филиппову с тем, чтобы ввести шахматы в систему обучения. Была создана совместная комиссия Шахматной федерации при Министерстве образования, я стал ее сопредседателем. Благодаря этому направление стало развиваться. В последующие годы инициативу также поддержали Сергей Лавров и Дмитрий Ливанов. Сейчас Ольга Васильева поставила задачу в течение нескольких лет ввести шахматы как внеклассные занятия или школьные кружки. Направление активно развивается. Шахматы оказывают положительное влияние на формирование мышления ребенка, на более глубокое освоение всех предметов, поэтому они просто необходимы в школах.
В прошлом году в Тюменской области мы преподавали шахматы в 250 школах и в 60 детских садах. И, я думаю, подошли близко к тому, чтобы правительство Тюменской области ввело шахматы в каждое подобное заведение. (Возможно, здесь стоит пояснить, что А.Е.Карпов был выдвинут и выбран депутатом Госдумы РФ от Тюменской области.) Кстати, параллельно мы решаем проблему подготовки преподавателей по шахматам. В 2016 году выпустили 150 специалистов. Это те люди, которые имеют высшее образование, плюс проходят специальные курсы.
Знаете, во всем мире доказано, что шахматы очень важны и в социальном плане, поскольку абсолютно не совместимы с наркотиками. Проводился ряд исследований, которые выявили: если человек начинает играть в шахматы, он прекращает принимать наркотические вещества. Ни разу в ходе таких исследований не было зафиксировано, что возле шахматного клуба торгуют наркотой. Видимо, для того, кто увлечен этой игрой, она является гораздо более интересным времяпрепровождением. Кроме того, логика играющего в шахматы человека всегда развита «на несколько ходов вперед».
- Многие говорят о том, что образовательная планка в России резко снижена, что это влияние Запада, который не заинтересован, чтобы в России росло интеллектуально развитое поколение. Возможно, поэтому и шахматы как вид спорта загубили целенаправленно? Что вы об этом думаете?
Сейчас в образовательной части мы отстаем от лидеров. В школьном шахматном образовании на первые позиции вышли такие страны, как Армения, что еще ожидаемо. Но при этом в лидерах на сегодняшний день - Турция, Румыния и Молдавия, что для меня достаточно удивительно. Конечно, шахматном смысле время мы упустили. Но не потеряли.
А в плане общего образования в России происходит большая беда. Я это могу наблюдать на примере своей дочери. В этом году она заканчивает школу. Получается, по времени школьники учатся гораздо больше, а знаний получают меньше, если сравнить с объемом, который давало наше поколение школ. При этом у них абсолютно отсутствуют системные знания, мировоззрение, зато присутствует очень углубленное изучение некоторых дисциплин. Такой уровень изучения, на мой взгляд, уместнее было бы преподавать уже в университетах. А в школах человек должен получать именно общее образование и расширять свой кругозор.
Причина в том, что в течение долгого времени наша система образования смотрит в сторону США, а они, в свою очередь, выправляют учебные стандарты под высшие учебные заведения. Отсюда и глубина знаний по конкретной профессии на фоне примитивных знаний всего остального. Я это знаю, потому что мои шахматные школы находятся в 13 странах мира.
- Анатолий Евгеньевич, давайте теперь поговорим о вашей постперестроечной деятельности. Она необычайно широка. Даже сложно представить, как один человек успевает принимать участие в работе такого количества всевозможных фондов, движений, организаций. Культура, экология, природные ресурсы, космос… Как успеваете охватить так много?
Как-то всегда получалось найти людей, на которых можно в этом плане опереться. Работаем по такому принципу: если все получается, можно руководство не беспокоить, а если не получается, лучше заранее об этом сказать.
Сейчас в мои обязанности входит ратификация договоров с международными организациями, развитие межправительственных отношений, участие в делегациях, в обсуждениях компетентных вопросов. Естественно мы участвуем в формировании правильного имиджа России, а это огромное поле деятельности, в котором должны принимать участие не только члены международного комитета, но и все депутаты.
Долгое время я принимал активное участие в миротворческих акциях. Последние годы активно работает Фонд Мира. Я создал экологическое общественное движение «Зеленая Россия», но не стоит его путать с политизированными движениями «зеленых» в европейских странах. Мы выступаем за улучшение условий окружающей среды. Это движение выступило инициатором двух крупнейших программ, которые проходят в России. Одна из них – экологические субботники. В 2015 году в них приняло участие более 3 млн 300 тысяч человек. Если учесть, что эта акция проходила также и в других регионах, численность ее перевалила за 4 млн. То есть это серьезный актив по России. Вторая акция – «Лес победы», когда в честь погибших в годы Второй мировой войны высаживаются деревья. Постепенно мы стали высаживать именные деревья в честь активистов движения. Всего в рамках этой акции к 2016 году было высажено 17 млн деревьев, эта акция имеет огромное воспитательное значение для последующих поколений.
Если затрагивать тему культуры, я ранее вел программу «Российские культурные сезоны». Только что вернулся из поездки, которая предвещает активное культурное сотрудничество между Россией и Бельгией. 300 лет назад Петр I впервые оказался в Бельгии, в Антверпене, где были открыты лечебные свойства минеральной воды. У него были боли в суставах и если учесть, что поездка в Антверпен из Петербурга составляла более700 км, а осуществлялась на лошадях, в карете, можно предположить, что его заболевание было очень серьёзным. Однако, мало кто знает этот факт. Еще я знаю, что не так давно городские власти Антверпена передали РПЦ большой католический храм, который расположен в самом центре города.
- Во время перестройки СМИ нелестно писали о вас - общественном деятеле, председателе советского Фонда мира, члене ЦК ВЛКСМ и депутате Верховного Совета СССР, поскольку вы не боялись открыто высказывать позицию, отличную от новых веяний. Время многое расставило по местам. Что вы думаете о так резко изменившемся пути России? О ее сегодняшнем дне?
Как президент Фонда Мира я всегда представляю Россию и ее интересы. В какой-то момент мне стали говорить, что позиционирование России в мире стало незлободневно. Что мы уже хорошо вписались в мировую систему экономических и политических взаимоотношений, поэтому патриотическая деятельность внутри страны не так важна. Наша страна в то время даже выдавала государственные секреты для общемирового политического пользования. Все позволило нам на какой-то момент забыть, что в любой политической системе, в любых взаимоотношениях необходима внутриполитическая работа, которая должна вестись для укрепления государственного строя, для общемировых позиций и, соответственно дружественных взаимоотношений. А если отношения недобрые, то и государство, соответственно, в запущенном состоянии. Для этого нужны и контакты, и программы, и встречи, все это необходимо. Кстати, понятие народной дипломатии в мировое сообщество ввели мы, Советский Союз и, в частности, участники Фонда Мира, которым я руководил. И вот в момент, когда это все было правильно воспринято Европой, нам объявили, что народная демократия не нужна, и этот флаг у нас вынули из рук…
- Поговорим о том, что происходит в мире сейчас, например, о глобальных геополитические изменениях. Трудно предположить, что ждет человечество завтра. С каким шахматным положением на доске вы бы сравнили такую расстановку сил?
В свое время был такой замечательный шахматист и композитор Сэмюэль Лойд, который решал на шахматной доске очень сложные задачи. Причем, не многоходовые, но, тем не менее, абсолютно фантастические. Если отталкиваться от его логики, решение у той или иной задачи всегда есть. Конечно, то, что сотворили с арабским миром – огромная катастрофа. Ситуация там будет восстанавливаться еще несколько поколений. На мировой арене весь вопрос фокусируется на различные сферы мирового влияния. Но опыт показал, что американская форма демократии в мире абсолютно неприемлема.
- Как оцениваете политический вес и потенциал России? Способна ли она поставить своим противникам «шах и мат»?
Высоко. Россия огромная страна, очень богатая своими природными ресурсами. Практически весь ресурс лесных массивов поставляется в мир из Бразилии и России. Даже если только это брать во внимание, с нами нельзя не считаться. Конечно, проблемы есть, и если, допустим, вернуться к образованию, то советская школьная система была все-таки самой сильной в мире. В этом смысле плохо, когда периодически в некоторых кругах возникает «зуд» что-то реформировать. При этом реформы всегда начинаются со второй стадии, на которой решается, как именно ее нужно проводить. Минуя первую стадию, на которой нужно ответить на простой вопрос: а нужна ли реформа вообще? Может быть, стоит просто усовершенствовать, оптимизировать старую хорошо зарекомендовавшую себя систему?
- В Интернете можно найти огромное количество информации о том, что вы еще в советское время были человеком очень обеспеченным. Призовой фонд мировых шахматных турниров был действительно так велик?
Я не могу сказать, что заработная плата успешных спортсменов и выдающихся личностей была недосягаемо высокой. Хотя, конечно, это не вписывается ни в какие сравнения с тем, что можно заработать честным трудом сейчас. Скажем так, огромных денег не было, но в Советском Союзе не было проблем заработать – для того, кто этого действительно хотел.
– Как вы оцениваете выступление российского шахматиста Сергея Карякина на недавнем чемпионате мира по шахматам и его поединок за мировую шахматную корону с Магнусом Карлсеном?
Считаю, что Сергей талантливый спортсмен, но полностью свой потенциал он не использует. Я, кстати, рассчитываю, что он еще покажет свои результаты в ближайшие годы. Уверен в его будущем успехе.
- Вы человек советской закалки. Однако в свое время тесно сотрудничали с РПЦ. Продолжается ли это сотрудничество в рамках Международного Фонда Мира, президентом которого вы являетесь?
К слову, в родном Златоусте, еще в 1961 году, при Хрущеве, уничтожили городскую церковь. Однако по прошествии времени ее удалось восстановить. По счастью, Патриарх Кирилл поверил в организацию Фонда Мира, мы стали взаимодействовать, в результате до 60% средств переводилось в наш фонд от РПЦ. (Уточните – патриарх Кирилл или Алексий II. Алексий долгое время входил в Совет Советского фонда мира, есть несколько фотографий с заседаний этого совета. В течение многих лет РПЦ переводила значительные суммы в Советский фонд мира.) Это было необходимо для проведения реконструкции в храмах, в том числе в Оптиной Пустыни, на Валааме, в Донском монастыре в Москве. Таким образом, за 35 лет работы я награжден 5 орденами Русской Православной Церкви. А первый свой орден получил в 1993 году.
- Вы неоднократно упоминали, что в вашей жизни случались некие мистические вещи. Вы верующий человек?
Да, считаю себя верующим, я ведь крещен. Крестили меня, конечно, подпольно, как это в мое время и было принято, втайне от отца. А само решение пришло к близким потому, что в возрасте трех недель я умудрился заболеть коклюшем и шансов выжить в то время у меня, естественно, не было. Все думали, что я умру, поэтому и решили окрестить ребенка «перед смертью». Но случилось чудо – на удивление самого крестившего батюшки и всех остальных, я пошел на поправку.