13:50
В.К.: …Я думаю, что спрос, на самом деле, огромный в этом, то есть, мы этого не знаем, пока это не предложим, но я уверен, что будет огромный спрос, просто это требует определенных каких-то инвестиций, я сейчас пытаюсь немножко найти каких-то потенциальных инвесторов, которые готовы попробовать это сделать и посмотреть, если будет спрос, можно уже дальше, скажем, создать целую программу, потому что, на мой взгляд, есть еще несколько аспектов, вот, как например, мне кажется, ну, философия, наверное, это сложно, скорее, для уже тинэйджеров, такой чуть, ну, история религий, например, и это, все-таки, важно. То есть, для меня это загадка, почему этого предмета нет в школах, особенно…
А.Б.: Ну, видите, он раздражает. Я смотрю по, например, России и в Украине считают, что это такой канал воздействия такого авторитарного, консервативного. Что это лишнее время, которое отнимают у детей…
В.К: Ну, я считаю, что если в том виде, ну, и, кстати, во Франции, например, тоже, в том виде, в котором это существует, то есть, если идея в том, что все строить вокруг какой-то одной религии или направления в религии, это, может, действительно, необязательно. Да, скажем так, тут есть вопросы. Но…
А.Б.: Нет, мы не говорим о Законе Божьем, так скажем, России конца XIX века. Конечно, речь идет о современном изучении мировых религий.
В.К.: Ну, вы знаете, оно и современное, оно, на самом деле, в школах – это чаще всего, это вот своя, где бы это ни было, религия основная, да, и там вокруг нее чуть-чуть, чуть-чуть чего-то еще. У меня была немножко другая концепция – это вообще вот совершенно отстраненный взгляд на это сделать. То есть, вот, мы ничего не навязываем, ни одна из главных существующих религий или там философских направлений не является вот для нас (для кого это "для нас" - для мистиков ГКЧП? – мое прим.), скажем, важнее другой. То есть, идея просто вот рассказать, потому что ну хотя бы даже если очень бегло смотреть на все это, то, в принципе, это все вплетается в канву, конечно, и философскую, и историческую очень сильно, то есть, там, да, и в итоге, на самом деле, в принципе, они не сильно противоречат друг другу, да. То есть, если так разбираться, по большому счету. И мне кажется, главная задача здесь вот эта нарастающие проблемы с экстремизмом – я имею в виду - с экстремизмом в голове, да, больше, а это потом выплескивается, конечно, наружу, то есть, эта непримиримость религий, там, христианства, мусульманства, иудаизма, да, то есть, это вот, как, знаете, как вот, противники, ну так, в головах у людей, то есть, если ты, значит…
А.Б.: Такие барьеры между… причем, чем ближе по вере, тем больше противники, как и в политике, например, там, шииты-сунниты, католики-протестанты, да, вот эти вещи необъяснимы.
В.К.: Да, вот буддизм, например, это все-таки, ну, это не религия, ну, так, как бы, они так, на мой взгляд, это все-таки, религия, в… глобально, но вот они ни с кем, то есть, их никто не трогает, потому что они уж очень, как бы, другие, да, и вроде с ними так нормально сосуществуют, никто с ними не воюет, что называется. А вот почему-то те, которые ближе, там, не знаю, ОСОБЕННО МЕНЯ СМУЩАЕТ ТАМ КАТОЛИЧЕСКАЯ, НАПРИМЕР, ПРАВОСЛАВНАЯ, ТО ЕСТЬ…
А.Б.: В Швейцарии же большой опыт вот этого взаимодействия, но там, правда, был очень жесткий кальвинизм местами…
В.К.: Да, ну там, ну Швейцария, как и любое почти современное общество оно, в принципе, не религиозное, по сути, оно очень светское, то есть, там спокойно ко всему относятся. Но просто видя вот все эти, скажем, если мы берем Европу, да и не только Европу, и Россию, Украину… ааа, здесь больше, наверное, Россию, потому что миграции там больше, да, и самая разная… то есть, эти люди должны как-то существовать, и, мне кажется, важно с детства закладывать понимание того, что в общем религии они не агрессивны и, ну, скажем, они могут существовать и в принципе объяснить, что это такое на самом деле там мусульманское… как это возникло, то есть, некое понимание того, что в общем-то одно перетекало в другое, на самом деле, это какое-то ответвление, которое, в общем-то, много, на самом деле, очень много общего в религиях, да, какие-то вещи другие… Но в общем-то это не повод для того, чтобы конфликтовать, да, скажем? Мне кажется, это несложно сделать, и для меня, меня удивляет, почему… СКАЖЕМ, ЭТОТ КУРС МОЖЕТ БЫТЬ НУ СОВСЕМ ТАКИМ БАЗОВЫМ, НЕ ЗНАЮ, ТРИ МЕСЯЦА, НАВЕРНОЕ, ДА ТАМ, ИЛИ ТАМ РАЗ В НЕДЕЛЮ. Самое базовое, но это очень важно, мне кажется.