Воспризвожу ответ Элисты на заданный на "Пешке" вопрос о творчестве Р. Генона.
Админ
*******
Чт 5 Апр 2012 - 18:54
Creux du van
Приветствую всех!
Как я понял, Элиста очень почтительно относится к творчеству Рене Генона, по крайней мере, он неоднократно рекомендовал изучать этого автора для настояшего понимания восточной мистики.
Действительно, чрезвычайно интересные работы, хотя и написанные, на мой взгляд, чудовищно трудным для восприятия витьеватым языком. Блестяще описаны ложные направления современной жизни, предсказано многое из происходящего сейчас. Но понимание традиционализма мне категорически не нравится, ведь русский консерватизм точно так же может служить мишенью каирского мистика. Признаюсь, многое из символизма и смысловых рядов Генона мне осталось непонятно, но большого желания к осмыслению этого я не чувствую.Всё дело в том, что в политической и медийной элите РФ существует ещё с советских времён целая группа, очень существенно влияющая на политический курс страны, многие из членов которой считают себя последователями Рене Генона. По россиянскому ТВ регулярно идут политические программи и шоу с участием таких людей, как Гейдар Джемаль, Александр Дугин, Юрий Мамлеев, Евгений Головин и др., эти люди читают лекции в МГУ. При этом Дугин является приближённым к Кремлю политологом и одним из идеологов нынешнего режима.
Также в очень дружеских отношениях с этой группой состоит другой кремлёвский мистик политиолог-евразиец С. Кургинян. Предлагаю бегло ознакомиться с CV некоторых этих людей:
...Как видите, Дугин и Джемаль официально объявляют себя продолжателями Рене Генона.
Практикующие мистики, они являются сторонниками "метафизического евразийства", объединения РФ с мусульманскими странами Средней Азии и ближнего Востока на политической основе исламского неомарксизма (включающего самые суровые формы исламского ваххабизма) с помощью демографической экспансии мигрантов из этих стран в центральную Россию. Вот такой традиционализм. Тот же Дугин говорил, что Генон является самым великим человеком XX века. Я давно за этим наблюдаю, но написать побудило меня то, что я наткнулся в ЖЖ на любопытный пост в связи со смертью сатаниста Е Головина со ссылкой на старую статью о этий группе в газете Стрингер, итак: http://general-ivanov.livejournal.com/768359.html
...
Говорят, что "рейхсфюрер Чёрного Ордена SS" закончил свои тёмные дни в Клинике нервных болезней им. А. Я. Кожевникова. Логично. В среду там соберутся на шабаш ("прощание с ЕВГ") все друзья и последователи Головина - от Дугина, Мамлеева, Джемаля, Ровнера и Дудинского до Буковского, Малера, Витухновской, Шумова и Амвросия (Сиверса)
…
Вопрос к Элисте: является ли философия Генона антихристианской (не касаясь россиянских исламомарксистов), несмотря на свои плюсы? Кстати, на каббале и евреях Генон совершенно не заостряет внимание.
С уважением.
Уважаемый Creux du van, позвольте мне сразу же поправить Вас – я действительно неоднократно рекомендовал некоторые из работ Генона (в частности – «Кризис современного мира», «Теософизм», «Ошибка спиритов» и «Царство количества и знамения времени»), однако вовсе не с целью «настояшего понимания восточной мистики».
На мой взгляд (и я также об этом уже писал), «настоящее понимание восточной мистики» никому из нас «не грозит». Мы все равно ее не сможем «по-настоящему понять» – уже хотя бы из-за языкового барьера, трудности предмета и очевидных культурных различий. Да и вообще – мистику не понимают, ее переживают. А я сам не склонен к мистическим «умонастроениям» и никого никогда не призывал к погружению в иррациональные состояния. Как раз напротив, я открыто исповедую гимнастику ума.
Рекомендуя изучение трудов Генона, я имел в виду нечто совсем иное, а именно – прийти, с его помощью, к ясному пониманию некоторых важных истин. Например, того прискорбного факта, что все, выдаваемое в РФ и на Западе за «восточную религиозную традицию», является, на самом деле, грубой подделкой европейского или, чаще, – американского изготовления. В этом отношении работы Генона могут быть очень полезными (напр., см. «Теософизм»).
Приведенный Вами список «учеников» Рене Генона еще раз напомнил мне крылатую фразу о том, что «самое страшное в любом учении – это его последователи». Думаю, что даже с очень большими натяжками, никого из перечисленных Вами лиц к числу «продолжателей Генона» отнести нельзя.
Если это «традиционалисты» и «последователи Генона», то тогда и упомянутых выше номенклатурных балалаечников – Майкла Джексона и Элвиса Пресли (любимцев Жужи Пушкинд) – тоже можно было бы записать в «продолжатели дела И.-С. Баха». Однако это верх абсурда.
Рабби Шмули Ботеах со своим усопшим приятелем-педофилом Майклом Джексоном
Об Александре Дугине мне неоднократно уже приходилось высказывать мое мнение – по всей видимости, оно не отличается от Вашего. О Сергее Кургиняне мы тоже уже успели поговорить на ИШФ. А с еще одним «метафизиком» и «традиционалистом» - «еп. Амвросием» мне пришлось полемизировать на МЕРЕ в 2005 г. (я приводил совсем недавно ссылку на дискуссию с катакомбниками, - Андрей сам признался, что он был всего лишь почтальоном, а тексты писали за него вот эти самые «продолжатели»).
Теперь о самом Вашем вопросе, уважаемый Creux du van:
является ли философия Генона антихристианской (не касаясь россиянских исламомарксистов), несмотря на свои плюсы?
Не сомневаюсь, что Генона передернуло бы уже от слова «философия», поставленного рядом с его именем, однако Ваш вопрос мне понятен, я искренне благодарю Вас за него и постараюсь дать на него ответ. Мне не хотелось бы строить из себя какого-то особенного «знатока Генона», но все его основные труды я прочитал, и свое мнение о нем у меня имеется.
Я оцениваю Генона исключительно высоко. Мне известно высказывание о нем А.Г. Дугина («Генон – умнейший человек ХХ столетия»), и я готов, с некоторыми оговорками, под ним подписаться. На мой взгляд, это одна из немногих почти правильных мыслей Александра Гельевича (возможно, она является заимствованной). Действительно, Рене Генон был одним из умнейших людей ХХ века и, вполне вероятно, - «последним метафизиком Запада».
Он обладал фантастической эрудицией и исключительно высокой культурой мышления, а это уже очень немало. В работах Генона не так просто найти не то что ошибочное утверждение, но хотя бы неряшливо оформленную мысль.
Русские переводы его работ мне показались не самыми удачными, но думаю, что это не вина переводчиков, а скорее следствие сложности задачи адекватного переложения французских (и арабских) метафизических текстов на русский. Так или иначе, испанские переводы мне нравятся больше – в Аргентине у Генона немало поклонников, и они давно уже очень добросовестно перевели практически все его труды.
Рене Генон, французский метафизик, 1886-1951
Творчество Генона произвело очень сильное впечатление уже в 1920-е и 30-е годы. Вокруг него и возглавляемого им журнала «ETUDES TRADITIONNELLES» тогда сложился сплоченный круг единомышленников – не в последнюю очередь, из числа французских католиков (причем, настоящих католиков, не нынешних «халдео-христиан»). Многие поверили в Генона, в его способность осуществить декларированную им программу – воссоздать в Европе интеллектуальную элиту и подлинную систему духовной инициации.
Едва ли это может вызвать удивление. Разочарование в сложившейся во Франции масонской системе в интеллектуальных кругах того времени было почти всеобщим. И многие увидели в Геноне необычайную духовную и интеллектуальную мощь. Его работы 1920-х годов даже сегодня смотрятся очень недурно, а тогда они, должно быть, производили впечатление подлинного откровения – глубиной анализа, точностью мысли и абсолютной беспристрастностью тона.
В то же время, Генон был не до конца искренним даже со своими ближайшими сотрудниками. Так, он на протяжении десятилетий (!) скрывал от них, что еще с 1911 года принял ислам и был посвященным суфием. Также немногим были известны детали о его причастности почти ко всем инициатическим формам современного европейского оккультизма (среди прочего, он был мартинистом и личным учеником Папюса). Он позднее объяснял такую свою оккультную карьеру необходимостью проведения «разведки» и «уничтожения противника изнутри».
Но одного такого объяснения явно недостаточно. Уже после своего неожиданного отъезда из Европы в Египет, в своей переписке с Ю. Эволой он признался, что с самого начала не верил в возможность «реанимации католицизма», и должен был попытаться предпринять попытку такой реанимации лишь с целью демонстрации ее невозможности. Дословно он писал следующее:
Отрывок письма к Эволе от 21 ноября 1933 г.
«... я никогда не верил в возможность реставрации духа традиции на Западе на фундаменте католицизма. Вы должны понимать, что я не настолько наивен для этого. Однако по причинам, которые, к сожалению, я не могу доверить бумаге, мне было необходимо сказать все то, что было сказано, и принять во внимание такую возможность, хотя бы для того, чтобы прояснить ситуацию. И результат (негативный) был именно таким, какой мною и ожидался.»
Конечно же, это не слова настоящего христианина. Но Генон им и не был.
Вместе с тем, отнести Генона к числу обычных антихристиан тоже довольно трудно. Значительная часть его творчества посвящена разоблачению как раз тех источников оккультизма, из которых сегодня охотно черпают «вдохновение» его нынешние «последователи». Им велась жесткая борьба с теми же теософами, антропософами, «марксистами», кроулианцами, «интуитивистами», фрейдистами и т.п.. Он был несомненным союзником католиков в этой борьбе, и многие из них его искренне и бескорыстно поддерживали. Почти всех потрясло его дезертирство (неожиданное бегство из Европы в 1931 году).
Весьма удивительно, насколько незначительный эффект дали титанические усилия Генона по борьбе с оккультизмом. Один из его ближайших сподвижников – искренний католик, его преданный друг и многолетний редактор «Etudes Traditionnelles» Морис Клавель (Жан Рейор) писал позднее, что Генон ошибся как в средствах, так и в выборе людей.
Иначе говоря, Генон заблуждался в самом главном - насчет той самой «возможности воссоздания традиционалистского духа на Западе» с опорой на «восточные традиции», в обход христианства. И я думаю, что в конце жизни он должен был вполне осознать принципиальную негодность своего «эзотерического» и «синтетического» подхода.
Повторю снова – Генон говорил почти все правильно, его анализ болезни «аномальной западной цивилизации» во многих отношениях удивительно ясен и точен, однако напрашивающийся диагноз он так и не поставил. Как Вы совершенно справедливо отметили, уважаемый Creux du van, Генон, по той или иной причине, последовательно обходил наиболее острые и важные вопросы, в частности, вопрос «еврейский».
Прямо у него на глазах в России происходило фронтальное столкновение православного и талмудического мировоззрения, сил истины и лжи, осуществлялось тотальное наступление «еврейства» на пространство личностных прав и свобод, по существу - полное порабощение личности и уничтожение разума, а он как будто не замечал этого. По «еврейскому вопросу» он высказывался очень уклончиво и осторожно.
В связи с этим, в его трудах имеются прямо удивительные смысловые лакуны. В построенных им величественных замках и храмах мысли отсутствуют самые главные, несущие конструкции. И их отсутствие очень трудно объяснить некомпетентностью и недостатком понимания значимости той или иной темы (как, например, в случае И.Л. Солоневича, хотя пример этот и не совсем удачен) – поскольку эрудиция Генона была воистину всеобъемлющей. В том-то и дело, что он все прекрасно понимал.
Вот эта недоговоренность, какая-то странная самоцензура, недостаток решительности в решении проблем, уже блестяще сформулированных, - с одной стороны, создавали возможность ложной интерпретации самих его намерений и смысла его работ, а с другой - оттолкнули от него многих его потенциальных единомышленников по борьбе с еврейским оккультизмом. Что, в конечном итоге, свело на нет все его усилия.
О русских Генон как-то высказался в том духе, что «им еще следует продемонстрировать свои интеллектуальные возможности». Вот я и предлагаю вам, дорогие друзья, по мере наших скромных возможностей, продолжить заполнять оставленные им зияющие пустоты.
Мне кажется, у Генона действительно были все предпосылки к тому, чтобы стать «величайшим мыслителем ХХ-го столетия», но полагаю, что для этого его надо было бы предварительно окрестить. Увы, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Я вполне солидарен с оценкой Генона, выданной американским историком Майклом Хоффманном в его ответе И. Шамиру:
He thinks me too dense to have entertained Guenon’s thesis. But I have read Guenon’s The Reign of Quantity concerning the degeneracy of the modern era.
I am in sympathy with Mr. Guenon’s elucidation of the symptoms of that decay, but not with his underlying endorsement of the eternal pagan psychodrama itself.
******************