Шехина

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шехина » Метафизика и философия » Учение о "добрых чертях" и "полезном диаволе"


Учение о "добрых чертях" и "полезном диаволе"

Сообщений 1 страница 20 из 55

1

Новая тема, созданная по предложению уважаемого Среднего европейца. Здесь он может свободно изложить свои взгляды на масонские переводы не только Ветхого Завета, но также и святоотеческих трудов. Поначалу я хотел было озаглавить эту тему иначе: Учение о "добрых чертях" и "полезном диаволе" как фундаментальная ересь сталинской матриархии ("РПЦ МП"). Однако, пожалуй, сокращенный вариант будет даже лучше. Ибо, в конце концов, данная фундаментальная ересь характерна не только для МП, но также, ничуть не в меньшей степени, и для современной Римской Католической Церкви. Вернее, для ее действующего симулякра, филиала синагоги сатаны. О чем красноречиво свидетельствует на "Шехине" представитель "РКЦ" Энди Слоан.
Админ.

***

Приветствую форумчан и надеюсь, что верно выбрал ветку для своего, к сожалению, малоактуального вопроса, за слишком отвлеченный характер которого я прошу прощенья. В разных сообщениях на форуме мне встречалась формулировка "Абсолютное космическое Зло" и каждый раз приводила меня в некоторое замешательство. Не понимаю: как же зло может быть абсолютным? Все известные мне положительные учения отказывают злу даже в подлунном существовании, тем более космическом, признают его за частный промах, отклонение, отпадение от Абсолютного добра. Не могли бы Вы разъяснить мне этот вопрос или, для экономии времени, просто указать Ваш источник по нему в богословской или философской литературе?

0

2

Средний европеец
Не понимаю: как же зло может быть абсолютным? Все известные мне положительные учения отказывают злу даже в подлунном существовании, тем более космическом, признают его за частный промах, отклонение, отпадение от Абсолютного добра. Не могли бы Вы разъяснить мне этот вопрос или, для экономии времени, просто указать Ваш источник по нему в богословской или философской литературе?

Ну, а как же еще иначе можно трактовать слова Спасителя:

https://forumupload.ru/uploads/0011/ce/80/10/t259565.jpg

Вы только подумайте, уважаемый СЕ:

ИБО НЕТ В НЕМ ИСТИНЫ

Ведь не сказано, что "немножко не хватает в нем истины" или "истина оказалась в нем слегка искажена" или "истина чуть-чуть разбавлена ложью", "хотел, как лучше, но получилось, как всегда" и т.п. Сказано предельно ясно: ИСТИНЫ НЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РУКОВОДИТЕЛЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛА САТАНЫ.

Разве может быть более абсолютная, более радикальная и более исчерпывающая богословская оценка?

0

3

Средний европеец написал(а):

Не могли бы Вы разъяснить мне этот вопрос или, для экономии времени, просто указать Ваш источник по нему в богословской или философской литературе?

Абсолютно или не абсолютно т.к. абсолют только Бог но по учению первых святых отцов Православной Церкви грехопадение, грех т.е. зло имел именно масштабные космические последствия ...об этом читайте труды этих святых отцов - бл. Августин, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Исаак Сирин и т.п. ... но в последствие эта верная и точная трактовка греха стала смещаться все более в сторону оправдания зла - так например в средние века католики постановили что грех это всего лишь отпадение от благодати Божьей  ... протестанты пошли ещё далее в оправдание зла и грех сделался ещё более незначительным и это наглядно в конечном итоге выразилось как вы сказали в позитивских философиях или в том же в современном так называемом либеральном христианстве, ... в том же гуманизме - когда в церкви венчают пидарас...в или когда жидомасон грубо говоря ест и насилует твоих детей а ты в это время по мнению этой позитивистской философии или либерального христианства должен не то что не сопротивляться подобному злу но даже подносить своих детей жидомасону на блюдечке с голубой каемочкой ... в общем мы видим полное оправдание греха т.е. зла ... это к слову сказать и есть пресловутая толерантность к которой тебя призывает жидомасон под маской позитивистской философии, гуманизма, либерального христианства и т.п. ... ещё лучше сказать об этом словами апостола Павла - это и есть ангел тьмы под видом ангела света ... но что в конечном итоге несёт ангел тьмы? смерть

0

4

Для всякого толкования необходимо прежде всего определить контекст, задать общие координаты рассуждения. Кажущаяся простота слов Христа в данном случае должна особенно насторожить читателя. Именно легкость буквального толкования, именно те случаи, когда оно, так сказать, напрашивается, по моему опыту, чаще всего предвещают ошибку. Примечательно, что у Святых Отцов можно обнаружить не только различные толкования процитированного места Евангелия, но даже различные его написания, порою содержащие иной смысл, чем привычный нам. Сужу о том по странному толкованию этого места св. Кириллом Александрийским, очевидно, имевшим перед собой текст, несколько отличающийся от нашего (в нём вместо "лжец и отец лжи" стоит "лжец, как и отец его"; в итоге св. Кирилл выводит духовную родословную иудеев не напрямую от сатаны, а через посредство Каина).

Мне, однако, кажется, что суть дела заключается в наших исходных посылках. Если тезисом будет заранее признанное существование "Абсолютного космического Зла", мы, конечно, легко отыщем подтверждение этой мысли в словах Спасителя. Но если, напротив, мы будем исходить из той, как мне представляется, общефилософской истины, что существование Абсолютного Зла невозможно, то придется поискать этим словам какое-то другое объяснение. Многое ведь зависит и от их прочтения. Сделайте ударение не на словах "отец ваш дьявол", а на словах "вы хотите", и на переднем плане окажется именно иудейское желание, воля, которая и усыновляет их дьяволу. Также и между словами "нет в нем истины" и "не устоял в истине" последнее свидетельствует, что и сам дьявол отпал от истины лишь вследствие собственного решения, говоря точнее, ошибочного определения собственных границ.

В каком же смысле хоть что-нибудь здесь можно назвать абсолютным? Предположим, что "абсолютность зла" означает его бесконечность, своего рода бездонность, что здесь просто подразумевается "билет в один конец". Вспомним, что согласно святоотеческому учению, бесы не могут покаяться: их падение, их злое самоопределение все равно что смерть для грешного человека - после нее надежды уже нет: "...чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти" (Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры"). Но все-таки "безвозвратный" и "сгинувший" совсем не то же, что абсолютный. Можно погибнуть из-за ошибки, но сама ошибка от этого не приобретет ни субстанционального, ни космического значения и не потеряет своего относительного, местного характера. В общем, мне кажется, что у слов "абсолютный" и "космический" слишком много смыслов, которые никак не сводятся к одной безвозвратности, единственно допустимой в данном случае, с метафизической точки зрения. Если я не прав, то, пожалуйста, укажите мне на ошибки.

Поскольку уважаемый Денис заподозрил меня в позитивизме, поясню, что под "положительными учениями" имел в виду учения ортодоксальные, метафизически точные. Таковым для нас является святоотеческое учение. В писаниях Святых Отцов, а вовсе не у одних только "средневековых католиков", каждый может найти полезные сведения по нашему вопросу. Специально для уважаемого Дениса я составил небольшую подборку определений из книг, что были под рукой

Григорий Нисский, "Большое огласительное слово":
"Невозможно представить иного происхождения порока, кроме отсутствия добродетели"
"Различие добродетели и порока представляется, не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Напротив того, как несуществующему противополагается существующее, и нельзя сказать, будто бы несуществующее ипостасно отличается от существующего, утверждаем же, что небытие противоположно бытию; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели, не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего... порок усматривается в лишении добра, как бы некая тень появляющаяся по удалении луча"
"Всякий же порок, не как что-либо само по себе существующее и оказывающееся самостоятельным, имеет ту отличительную черту, что он есть недостаток добра"
"...зло - одно только отчуждение от добра"

Дионисий Ареопагит, "О Божественных именах":
"зло, будучи злом, никакой сущности и рождения не производит, и только по мере сил причиняет зло и порчу лику сущего. Если же кто-то скажет, что оно способно порождать бытие и что, разрушая одно, оно дает бытие другому, следует истинно ответить, что не оно в той мере, в какой разрушает одно, дает бытие другому, но что в той мере, в какой оно разрушение и зло, оно только разрушает и причиняет зло, бытие же и сущность появляются благодаря Добру"
"И если уж осмелиться сказать истину, то - и то, что борется с Ним, и существовать и бороться может лишь Его силой. Более того, скажу коротко: все сущее, поскольку существует, представляет собой добро, происходящее из Добра, а поскольку лишается Добра, не представляет собой добра и не существует"
"...ни свойственное демонам, ни нам свойственное зло не представляет собой сущее зло, но есть лишь недостаток, отсутствие полноты свойственных нам благ"
"Но и демоны по природе не злы. Ибо будь они злы по природе, они были бы не от Добра, не в числе сущих, не из благих, изменивших свою природу, и были бы вечно злы"
"И они (демоны) не совершенно непричастны Добру, поскольку существуют, живут, думают и вообще у них есть какое-то движение желания. Что они злы, говорят из-за того, что они оказались неспособны к соответствующей их природе деятельности. Их зло - это отступничество, уход от того, что им подобает, упущение, несовершенство и бессилие, ослабление, отступление и отпадение от создающей их совершенство силы"

Максим Исповедник, примечания к вышецитированному трактату Дионисия:
"Потому же и богоборцы допускаются - потому что все в целом существует по причине Добра. Ибо то, что не лишено Добра, но становится частично лишенным Добра, дает чему-то возможность причаствовать Добру целиком. Ибо не частичное, но полное лишение Добра есть зло. А не частично, но полностью Добра лишенного, - такового и не было, и нет, и не будет, и быть не может"
"...(демоны) не добры не потому, что такой была сотворена их природа, ибо из Добра они произошли добрыми, но потому что они проявили слабость в своем природном действии"

Иоанн Дамаскин:
"...зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение" ("Против манихеев")
"...зло есть не что иное, как лишение добра и уклонение от естественного к противоестественному; ибо нет ничего злого по природе; так как вся елика сотвори Бог, в том виде, как оно произошло, добра зело (Быт. 1, 31); (значит) и все, пребывающее в таком виде, как оно создано, добра зело; все же, добровольно отступающее от естественного и переходящее в противоестественное, оказывается во зле <...> зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, т. е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех" ("Точное изложение православной веры")
"...они (демоны) не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его домостроительства" ("Точное изложение православной веры")

Симеон Новый Богослов, "Слова нравственные":
"Призывая его к покаянию, Бог говорит: "Кто возвестил тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?". А поскольку тот не захотел произнести "согрешил", но, напротив, еще и выставил причиной произошедшего Самого Бога, все устроившего "хорошо весьма", потому что сказал: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел", а та опять переложила вину на змея, а покаяться и припасть к Владыке или просить прощения они вовсе не захотели, то Он выпроводил их... из самого рая, чтобы они жили на этой земле изгнанниками и чужестранцами"

Фома Аквинский, "Сумма теологии":
"быть причиной подо­бает исключительно благу: поскольку ни­что не может быть причиной, если оно не является сущим, а всякое сущее как таковое благо"
"Формальной же причины зло не имеет, но есть скорее лишенность формы. Это же относится и к целевой причине — зло ско­рее есть лишенность порядка по отноше­нию к должной цели"
"из ска­занного выше очевидно, что нет единого первоначала зла так, как существует еди­ное первоначало блага"
"поскольку [некое] благо всегда сохраняется, — невозможно, чтобы существовало целостное и совер­шенное зло. Поэтому Философ и говорит в IV книге "Этики", что если бы зло было целостным, оно уничтожило бы само се­бя: ведь при уничтожении всякого блага (что требуется для целостности зла) устра­нялось бы и само зло, субъектом которого является благо"
"смысло­вое содержание зла несовместимо со смысловым содержанием первоначала"
"поскольку зло есть лишенность блага, как явствует из сказанного (Там же), оно противоположно тому благу, к которому присоединена потенция, а не высшему благу, которое есть чистый акт"
"ни о каком сущем не говорится как о дурном по причастности, но только — [как о дур­ном] через лишенность причастности. По­этому редукция к тому, что является злом по сущности, не необходима"

Отредактировано Средний европеец (Пятница, 1 ноября, 2024г. 13:21:02)

0

5

Давайте тогда еще потолкуем здесь слова Христа - "по делам их узнаете их".
По сути мы наблюдаем, как "комическое зло" с добавкой ингредиента "талмуд+кокаин" перетекает в космическое зло.
Разве не так?

0

6

Друзья, я прошу простить меня за этот пост. Потому что уровень моей образованности и особенно знания по истории, знания богословия оставляют желать лучшего и большего. Также мужчины имеют гораздо более проницательный ум. И всё же мне кажется, что ситуация за последние 2 тысячи лет сильно изменилась по сравнению с периодом, когда христианские подвижники ( часто им приходилось становиться и мучениками за веру) старались отбиться от еретиков, явно извращавших христианство, а также дать толкования на Писание. Тогда эти замечательные люди пытали, какую природу имеет Зло , рассуждали - какие Имена присущи Богу и другое...
      А за прошедшие столетия то Зло, что небезуспешно ныне орудует на всей планете, приободрилось, нахватало в свои поганые учения и от Святых отцов в том числе знаний, исковеркало их, перекроило вдоль и поперек,  - и вот вам, пожалуйста,  чуть ли не единосущие добра и зла, а то и вообще - нет ни добра у них, ни зла - "все хорошо".
      Читаешь про Триады - а у этих тоже, сфироты имеются; читаешь, какие Имена Богу присущи, по мнению столпов Церкви, а эти туда же, куда и люди - со своими "именами б-га" и т.д.
       И вот в это время, когда мировая война того гляди заполыхает не сама по себе, а злой волею этих самых сатанистов , действующих по указке дьявола,  когда они своим повреждённым умом возомнили о себе , что и природой будут управлять для губления людей, совсем неактуально поднимать тонкости учений о том, что дьявол этот-то (  а его  адепты и тем более тогда)  - не Зло вовсе, потому - Господь мог создать лишь доброе .
       Ещё раз попрошу прощения за корявость высказывания.

0

7

Учение святого Фомы Аквинского об «абсолютном зле» является учением Католической церкви: не существует такого понятия, как «абсолютное зло» в том смысле, что зло может существовать отдельно от некоторого предшествующего добра, которое его поддерживает. Придерживаться этого, как делают некоторые группы, значит ставить зло на один уровень с добром. Объяснение добра, которое сопровождает осуждение в Аду, хорошо изложено святым Фомой:

«Невозможно, чтобы зло было чистым и без примеси добра… [Так что] те, кто будет брошен в ад, не будут свободны от всего добра… [И даже] те, кто находится в аду, могут получить награду за свои блага, поскольку их прошлые блага служат для смягчения их наказания» (Summa Theologica, Supplement 69.7).

Следовательно, Ад — это не место «абсолютного зла», потому что там есть добро; благость Бога в сохранении существования человеческих и ангельских личностей, благость прошлых добрых дел проклятых, благость Божьей справедливости в том, что страдания в Аду соизмеримы с грехами человека.

«Абсолютное зло», правильно определенное, может использоваться как фраза для обозначения определенных фиксированных черт жизни всех осужденных в Аду, черт, которые не могут быть изменены, независимо от того, насколько они велики, даже если их условия были уменьшены всеми их прошлыми добрыми делами. Эти черты таковы:

Вечность наказания, независимо от того, насколько оно отличается от человека к человеку в Аду; и

Мучительная боль, несмотря на наличие добра.

Термин «абсолютный» указывает на общие черты их наказания. Он не описывает степень наказания и наличие определенной благости осужденного, он допускает справедливость в степени наказания. Божьи наказания справедливы; Он судит по нашим делам. Степень страдания пропорциональна степени греха и степени прошлых добрых дел. Осуждение человека на ад происходит в первую очередь не из-за количества зла, а из-за полного, окончательного отказа грешника покаяться и принять божественное прощение, предложенное ему перед смертью (как и в случае окончательного отказа грешных ангелов покаяться). Поэтому термин «абсолютное зло» следует использовать с осторожностью и не использовать для указания на несправедливость наказаний Господа. Худшее зло, которое может постичь нас, — это вечное зло разлуки с Богом, для которого мы были созданы. Давайте непрестанно молиться о благодати окончательной стойкости.

https://mariancatechist.com/blogs/supplementary-vocabulary/absolute-evil#:~:text=The teaching of Saint Thomas,the same plane as good.

Отредактировано Andy (Пятница, 1 ноября, 2024г. 20:55:17)

0

8

Сорняк написал(а):

Давайте тогда еще потолкуем здесь слова Христа - "по делам их узнаете их".

Я про то и говорю. Не то время сейчас, чтобы толковать да размазывать по тарелке.
Зло сорвало комические маски со своих марионеток, Истина обнажилась. Имеющий глаза, да увидит.
https://forumupload.ru/uploads/0011/ce/80/29/t306951.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0011/ce/80/29/t369413.png

Отредактировано Сорняк (Суббота, 2 ноября, 2024г. 12:44:59)

0

9

Наталья
И всё же мне кажется, что ситуация за последние 2 тысячи лет сильно изменилась по сравнению с периодом, когда христианские подвижники ( часто им приходилось становиться и мучениками за веру) старались отбиться от еретиков, явно извращавших христианство, а также дать толкования на Писание. Тогда эти замечательные люди пытали, какую природу имеет Зло , рассуждали - какие Имена присущи Богу и другое...
      А за прошедшие столетия то Зло, что небезуспешно ныне орудует на всей планете, приободрилось, нахватало в свои поганые учения и от Святых отцов в том числе знаний, исковеркало их, перекроило вдоль и поперек,  - и вот вам, пожалуйста,  чуть ли не единосущие добра и зла, а то и вообще - нет ни добра у них, ни зла - "все хорошо".
      Читаешь про Триады - а у этих тоже, сфироты имеются; читаешь, какие Имена Богу присущи, по мнению столпов Церкви, а эти туда же, куда и люди - со своими "именами б-га" и т.д.
       И вот в это время, когда мировая война того гляди заполыхает не сама по себе, а злой волею этих самых сатанистов , действующих по указке дьявола,  когда они своим повреждённым умом возомнили о себе , что и природой будут управлять для губления людей, совсем неактуально поднимать тонкости учений о том, что дьявол этот-то (  а его  адепты и тем более тогда)  - не Зло вовсе, потому - Господь мог создать лишь доброе.

       
Должен целиком и полностью согласиться с мнением уважаемой Натальи. На мой взгляд, она расставила все богословские акценты с гениальной ясностью, точностью и простотой.

В нынешнюю постапокалиптическую эпоху трудно даже представить себе что-либо более несвоевременное, ошибочное и опасное для душ и умов наших современников, чем представленные уважаемым Средним Европейцем рассуждения "о добрых чертях", об "относительности зла", о терпимости к нему, об "отсутствии субстанциональной значимости ошибки" и о "местном характере заблуждений". Это настоящая ересь ересей.

Тем более, как мне кажется, уважаемому СЕ не следовало привлекать авторитет Святых Отцов для обоснования подобной ереси ересей. Среди приведенных им цитат есть немало очень основательных и бесспорно верных. Но есть и сомнительные.

Вообще, я уже несколько раз подробно говорил о том, с какой осторожностью надо относиться ко всем современным публикациям святоотеческих учений, тем более – к их масонским переводам, и еще тем более – на столь отвлеченные темы, да еще и достаточно произвольные, без поддержки прямыми ссылками на Св. Писание и без какой-либо связи с окружающей повседневной реальностью. Схоластика погубила Европу.

Напридумывать про "природу Зла" можно все что угодно, а раввины, масоны и цадики таким придумыванием и додумыванием (с непременным извращением) заняты непрерывно и профессионально. И конечно, они очень любят облечь свои измышлизмы в якобы святоотеческие формулировки. Со ссылкой на (подправленные ими) первоисточники.

У Спасителя сказано предельно ясно: ИБО НЕТ В НЕМ ИСТИНЫ. О добрых чертях у Спасителя ничего нет. Из этого мы и должны исходить, а не из чьих-то измышлизмов или собственных постулатов, вроде лжеареопагитского тезиса: "и демоны по природе не злы". Откуда такие умозаключения? Из самого же приведенного уважаемым СЕ утверждения св. Иоанна Дамаскина как раз таки следует, что очень даже злы:

"...чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти" (Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры").

Отмечу кстати, что никаких замечаний об "ипостасности", "субстанциональности" или "статусности" абсолютного космического зла я до сих пор не делал. Поэтому большая часть приведенных цитат к интересующему нас вопросу прямого отношения не имеет.

Уважаемый СЕ задает такой вопрос:

В каком же смысле хоть что-нибудь здесь можно назвать абсолютным?

Отвечаю: в тысячах всевозможных смыслов. Даже если оставаться на чисто человеческой точке зрения ("в ограниченном модусе человеческого существования", как любил подчеркивать Рене Генон), мы вправе говорить об АБСОЛЮТНОМ ЗЛЕ всякий раз, когда само существование нашего биологического вида оказывается под угрозой. А такая угроза, и очень даже реальная, сегодня над всеми нами нависла - хотя бы в виде прогрессирующего безумия и прогрессирующей умственной и нравственной дегенерации гендерных питомцев СС. И сегодня таких угроз множество, со всех сторон.

Так как же нам оставаться на позициях "относительности и несубстанциональности Зла"? Когда бесы, отчасти и по нашей собственной вине, уже полностью материализовались на планете, захватили все командные высоты в финансах, экономике, политике, науке, медицине, общепите, образовании и т.д. и т.п. ВЕЗДЕ. И везде эти материализованные бесы заняты реализацией своей безумной программы развития шахмат и уничтожения существования.

Как можно в этих условиях не говорить об АБСОЛЮТНОМ ЗЛЕ?

Я хотел бы, в свою очередь, спросить у уважаемого СЕ – коль скоро он пытается поставить под сомнение мысль Иисуса Христа о безусловно ЗЛОМ НАЧАЛЕ, овладевшем коллективным бессознательным адептов интернационала сатаны – в чем он видит "частичку добра", например, в трех русских мегахолокостах? Или в чем он усматривает "относительность" в проводимом на наших глазах чудовищном геноциде в Газе (что есть, конечно же, тот самый колокол, который звонит по всем нам)?

Каким образом уважаемый СЕ находит основания для констатации несубстанциональности в сбрасываемых на головы палестинских младенцев 900-килограммовых бомбах? Какой такой "недостаток, отсутствие полноты свойственных нам благ" привел материализованных бесов (гендерных питомцев СС) к мысли о самой возможности подобных сатанинских деяний?

Посредством каких умозаключений и цитат Вы пришли к таким выводам, уважаемый СЕ? Наблюдая творимое непосредственно на наших глазах АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО, БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ПРИМЕСИ ДОБРА, БЕЗ КАКОГО-ЛИБО ОПРАВДАНИЯ И РАЗУМНОГО ОБОСНОВАНИЯ.

Прошу прощения за столь резкую постановку вопроса, но, право же, Вы меня немало поразили приведенными рассуждениями о "добрых чертях".

+1

10

Не стоит извинений, поскольку, во-первых, я ни в коем случае не позволю себе как-либо эмоционально, необдуманно отнестись к Вашим словам, а во-вторых, полагаю, что в данном случае чем резче будет поставлен вопрос, тем лучше. Разве не очевидно, что речь идет ни много ни мало об ограничении всемогущества Бога, об утверждении существования некоего независимого от Него Абсолюта ("космического", "безусловного", "Начала") - что же лучше, чем такая постановка вопроса, изобличит ошибку?

Мой тезис сводится к тому, что даже самое вопиющее зло не проистекает ни из Абсолюта, ни из Космоса. Следовательно, не нужно приписывать ему абсолютный и космический характер. Если Святые Отцы от этого воздерживались, то и нам не стоит, по правилу Шестого Вселенского Собора, переступать положенные пределы. Ведь наверное, будь выбранные Вами понятия точны и удачны, да вдобавок, как Вы уверены, подкреплены словами Спасителя, то хотя бы в одном святоотеческом определении им нашлось бы соответствие? Я ищу - и не нахожу. Вернее сказать, нахожу совсем противоположное.

Что можно уяснить себе из учения Святых Отцов, так это, что источник и причина зла - свободная воля. Свободен от природы был ангел света, и свободно предпочел вечную погибель. Свободен был человек, и свободно оставил добро и оказался во зле. Ни о каком злом абсолюте, безусловном начале нет и речи. Напротив, неизменно подчеркивается, что зло, каким бы глубоким и всеобъемлющим ни казалось, имеет сугубо ограниченный характер. Это общефилософская истина, идущая еще от Платона: ни схоластика, ни раввины здесь ни при чем. Святые Отцы в этом вопросе единодушны; типичное суждение:
"Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. <...> диавол лукав, имея лукавство от произволения, а не природа его противоположна добру <...> не почитай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность" - Василий Великий, "Беседа о том, что Бог не виновник зла".

Впрочем, множество определений на этот счет я уже приводил выше, но, как видно, не все из них хороши. Поскольку в Вашем сообщении повторена цитата из "Точного изложения православной веры" Иоанна Дамаскина, можно полагать, что по крайней мере этот источник не отнесен Вами к числу сомнительных. В таком случае процитирую его снова (в этот раз по дореволюционному изданию Полного собрания творений св. Иоанна Дамаскина, том первый, от 1913 года; если имеется другое, более заслуживающее доверия издание, буду признателен за подсказку):

"Он создал его (человека) по природе безгрешным и по воле свободным. Я говорю: безгрешным, не потому, что он не был восприимчив ко греху - ибо только Божество не доступно греху, - но потому, что возможность греха заключалась не в его природе, а скорее в его свободной воле. Это значит, что, при содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, а равно и, в силу своей свободы, при попущении Божием, оставить добро и оказаться во зле, ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель"
"(диавол) добровольно отступил от естественной добродетели и очутился во мраке зла, удалившись от Бога, Который один только есть благ, животворящ и источник света; ибо все доброе через Него делается добрым, и поскольку удаляется от него волею, а не местом, постольку оказывается во зле"

Примечательно, что последняя цитата взята из главы двадцатой "Точного изложения православной веры", имеющей название "О том, что не два начала"

Отрицая два "безусловных Начала" и утверждая только одно, я и не думал проповедовать "терпимость к злу". Напротив, употребленные Вами эпитеты мне показались самой настоящей похвалой злу, приписыванием ему божественных атрибутов. В мои намерения входило лишь сделать Ваши определения, по возможности, точнее: не вижу ничего дурного в том, чтобы с этой целью опереться на определения святоотеческие.

Отредактировано Средний европеец (Воскресенье, 3 ноября, 2024г. 15:59:57)

0

11

Клоп питается кровью. Но это насекомое без свободы воли. Синагога сатаны посредством вбивания талмуда и с использованием каббалы лишает свободы воли, превращая людей в насекомоподобных големов. Это зло подлежит уничтожению.

0

12

"Синагога сатаны посредством вбивания талмуда и с использованием каббалы лишает свободы воли, превращая людей в насекомоподобных големов. Это зло подлежит уничтожению."
      Мне тоже представляется, что ныне даже  свобода воли даётся не всем.

0

13

Мир всем! Спасибо за интересную дискуссию. Приходят на ум воодушевляющие слова Виктора Митрофановича Острецова. Может быть, они - главный вывод его многолетних исследований.

Тем не менее, не существует силы, которая при ясном понимании ситуации могла бы заставить каждого из нас подчиниться этой мрачной религии с ее костями и черепом в обрядах, «культурой» безбожия и демонической верой в земной рай и прогресс, который каждый раз при новом витке истории оборачивается сущим адом и представляет из себя реальную дорогу к гибели и вырождению. Догмат свободы воли еще никто не отменял и отменить не может. Отсюда — и свобода выбора: во что верить и как. В этом вопросе, самом важном для нас, нельзя ссылаться ни на политический режим, ни на всесилие масонства. Святая Церковь учит, что Бог каждому из нас дает все необходимые средства для спасения. И от человека зависит, воспользуется он этими средствами или нет. И поэтому, как существам разумным, нам важно различать, где истинная вера, где ложная. Важно не для расширения культурного горизонта, а для практического выбора истинной религии, для собственного спасения и вечной жизни. В обществе, пронизанном материалистическими устремлениями, все надежды и упования связаны с вопросами экономическими и политическими. И представления о свободе и подчинении точно также замыкаются в этом круге идей. Поэтому тема масонства, как всемирной организации, вселяет в сердца простых и сирых обывателей чувство своего бессилия и глубокого пессимизма. Однако христианство говорит нам, что свобода начинается с того момента, когда человек уходит от веры в ложных богов. Пока раб завидует господину, его богатству и знатности, пока он жаждет занять его место за пиршественным столом, он остается рабом. И только когда раб становится христианином, когда он начинает соболезновать богатым и знатным и скорбеть об их духовном помрачении — с авторитетом богатства и знатности покончено и тогда рушится и авторитет самого господина. Когда в силу религиозного долга обездоленный человек накладывает на себя пост, тогда ему больше не нужны милостиво предлагаемые ему остатки с пиршественного господского стола. Тогда его больше нельзя запугать авторитетами чужой культуры, чужой морали и чужой ему рабовладельческой государственности. Когда требования морали из расплывчатых представлений о добре и зле становятся для угнетенного маленького человека безусловными и соотносятся с безусловным авторитетом Бога и утвержденной Им Церкви, тогда пессимизм сменяется упованием на вечную жизнь. Тогда поселяется спасительный страх Божий, а вместе с ним приходит и подлинная духовная свобода. Тогда и прекращается представление о всесилии масонства, ибо сердце человека и душа его уже вырвались из состояния рабства. Проблема, поэтому, масонства есть проблема в первую очередь религиозная и глубоко личная — как проблема добра и зла.

0

14

Средний европеец
Мой тезис сводится к тому, что даже самое вопиющее зло не проистекает ни из Абсолюта, ни из Космоса. Следовательно, не нужно приписывать ему абсолютный и космический характер. Если Святые Отцы от этого воздерживались, то и нам не стоит, по правилу Шестого Вселенского Собора, переступать положенные пределы. Ведь наверное, будь выбранные Вами понятия точны и удачны, да вдобавок, как Вы уверены, подкреплены словами Спасителя, то хотя бы в одном святоотеческом определении им нашлось бы соответствие? Я ищу - и не нахожу. Вернее сказать, нахожу совсем противоположное.

Вы знаете, уважаемые друзья, это даже забавно. Я специально поискал толкования Иоанна Златоуста на 8-ю главу Иоанна и нашел вот что:

https://bible.by/zlatoust/43/8/

https://forumupload.ru/uploads/0011/ce/80/10/794844.jpg

Вы можете самостоятельно свериться с тем, что именно оказалось опущено в стихах 42-44 восьмой главы в приведенных "толкованиях".

https://forumupload.ru/uploads/0011/ce/80/10/t259565.jpg

ОПУСТИЛИ ИМЕННО ТО САМОЕ.

Я вынужден сделать вывод, уважаемый СЕ, что "теория добрых чертей" не самостоятельно зародилась у Вас в голове, но была навеяна Вам общими тенденциями, задаваемыми ересиархами сталинской матриархии. Тут прослеживается определенная СИСТЕМА.

+1

15

Сильно подозреваю, друзья, что не стоит с таким уж пиететом , стоя навытяжку, воспринимать звонкие слова АБСОЛЮТ и КОСМОС; чую - они нам подсунуты для блокировки умственной деятельности ( и словес таких - " есть у них" немало).

0

16

В англоязычном репринтном издании 1999 года (Saint John Chrysostom. Commentary on Saint John the Apostle and Evangelist. Homilies 48-88. The Catholic University of America Press) содержится тот же текст с той же лакуной. Из чего можно сделать вывод (пока предварительный), что и в первоисточнике, то есть у самого Иоанна Златоуста слова Христа "нет в нем истины" были опущены.

"However, He deprived them of this prerogative, also, by saying: 'If God were your Father, you would surely love me. For from God I came forth and have come; and I have not come of myself, but he sent me. Why do you not understand my speech? Because you cannot listen to my word. You are of your father the devil, and the desires of your father it is your will to do. He was a murderer from the beginning, and has not stood in the truth. When he tells a lie he speaks from his very nature.'
He had stripped them of their claims based upon their relationship to Abraham, and, when they ventured to make a bolder claim He finally dealt another blow by saying not only that they were not true sons of Abraham, but even that they were sons of the Devil..."

Нетрудно догадаться о причинах, по которым Иоанн Златоуст, вообще очень осторожный в своих толкованиях, обошел это место стороной. Думаю, он не пожелал подавать повода к манихейским толкованиям - о двух абсолютных началах, о космическом зле, якобы независимом от добра, об их вечной войне, о полной подчиненности большинства людей Абсолютному Злу и об избранных "Воинах Света". Святые Отцы, надо сказать, не недооценивали опасность манихейства, наблюдая вокруг себя этих дуалистов в достаточно больших количествах, и не жалели сил на борьбу с ними.

Иоанн Дамаскин определяет манихейство следующим образом:
"Манихеи, они же акониты: это — ученики перса Мани. Они Христа называют призраком, почитают солнце и луну, молятся звездам, силам и демонам: вводят два начала — злое и доброе, вечно существующие. Говорят, что Христос призрачно явился и пострадал. Ветхий завет и глаголавшего в нем Бога хулят. Утверждают, что не весь мир, но только часть его произошла от Бога"

Иоанн Дамаскин посвятил борьбе с манихейством целый диалог, выше уже упоминавшийся. Чтобы достичь полной ясности в обсуждаемом вопросе, мне хотелось бы привести еще два небольших фрагмента из этого диалога, которые могут показаться еще более удивительными, чем все цитированное ранее.

"- Почему Бог, провидя, что диавол будет зол, сотворил его?
- Он сотворил его по преизбытку благости. Ибо сказал: «Раз сей будет зол и потеряет все даруемые ему блага, то и Я совершенно лишу его блага и сделаю его несуществующим? Никоим образом. Но даже если он сам будет зол, Я не лишу его причастия Моего, но дам ему одно благо, причастие Мое через бытие, чтобы даже против воли он был причастен Моему благу через бытие». Ибо никто не удерживает и не связует сущее в бытии, кроме Бога – ибо бытие есть благо и дар Божий"

"Совершенное благо есть только Бог, и в сравнении с Ним все несовершенно, и есть благо и называется им постольку, поскольку причастно Ему, и в сравнении друг с другом. Ибо что больше причастно благу, есть и называется большим благом, а что меньше, меньшим – а что совсем непричастно, вообще не благо. А то, что вообще не благо, всецело зло. И само бытие благо, ибо бытие от благого Бога, так что диавол, существуя, по самому своему бытию благ".

Этот парадоксальный, на первый взгляд, вывод, как я показал выше, в святоотеческой литературе является общим местом. То, что существует, уже по одному этому не может быть Абсолютно Злым.

Другим примером христианского преодоления манихейства, несомненно, является Аврелий Августин, сам прошедший через манихейское искушение. Будет нелишним процитировать здесь его знаменитую "Исповедь". О заблуждениях молодости, проведенной в общине манихеев, он пишет:

"...и зло мыслил я как такую же субстанцию, представленную темной и бесформенной величиной, - то плотной, которую они называли землей, то редкой и тонкой, как воздух; они воображали, что это злой дух, ползающий по этой земле. И так как даже мое жалкое благочестие заставляло меня верить, что ни одно злое существо не могло быть создано Благим Богом, то я и решил, что существуют две величины, одна другой противоположные, обе они бесконечны, только злая поуже, а добрая пошире. Это тлетворное начало влекло за собой и другие мои богохульства"

"...в невежестве своем я представлял его (зло) себе не только как некую субстанцию, но как субстанцию телесную, потому что и разум не умел мыслить себе его иначе, как в виде тонкого тела, разлитого, однако, в пространстве"

Нелегко было Августину принять иное, именно христианское учение о зле:

"Я старался понять слышанное мною, а именно, что воля, свободная в своем решении, является причиной того, что мы творим зло и терпим справедливый суд Твой, - и не в силах был со всей ясностью понять эту причину"

И вот каков был ход его мысли, постепенно приведшей к этому пониманию:

"Ухудшение наносит вред; если бы оно не уменьшало доброго, оно бы вреда не наносило. Итак, или ухудшение не наносит вреда, чего быть не может - или - и это совершенно ясно - все ухудшающееся лишается доброго. Если оно совсем лишится доброго, оно вообще перестанет быть. <...> следовательно, все что есть - есть доброе, а то зло, о происхождении которого я спрашивал, не есть субстанция; будь оно субстанцией, оно было бы добром, или субстанцией, не подверженной ухудшению вовсе, то есть великой и доброй, или же субстанцией, подверженной ухудшению, что было бы невозможно, не будь в ней доброго"

"Итак, я увидел и стало мне ясно, что Ты сотворил все добрым и что, конечно, нет субстанций, не сотворенных тобой. А так как Ты не все сделал равным, то все существующее - каждое в отдельности - хорошо, а все вместе очень хорошо, ибо все Бог наш "создал весьма хорошо".

"Нет здоровья в тех, кому не нравится что-либо в творении Твоем, как не было его у меня, когда не нравилось мне многое из созданного Тобой. И так как не осмеливалась душа моя объявить, что Господь мой не нравится ей, то и не хотела она считать Твоим то, что ей не нравилось. И отсюда дошла она до мысли о двух субстанциях, но не находила покоя и говорила чужим языком"

Конечно, я не претендую на авторство в отношении той, может быть, в самом деле непривычной и трудной для понимания, особенно поначалу, богословской истины, что существование абсолютного зла невозможно. Любой желающий может открыть все процитированные мной источники, а также привлечь, по необходимости, любые другие, и постараться найти какие-нибудь иные суждения Святых Отцов на этот счет. Однако я ничего иного не нашел, хотя и приложил некоторые старания.

0

17

Средний европеец
В англоязычном репринтном издании 1999 года (Saint John Chrysostom. Commentary on Saint John the Apostle and Evangelist. Homilies 48-88. The Catholic University of America Press) содержится тот же текст с той же лакуной. Из чего можно сделать вывод (пока предварительный), что и в первоисточнике, то есть у самого Иоанна Златоуста слова Христа "нет в нем истины" были опущены.

А не кажется ли Вам, уважаемый СЕ, что во многие миллионы раз более основателен иной вывод – а именно, о том, что ересиархи сталинской матриархии решили особенно не париться над изобретением новых ересей и новых фальшивок, а послушно скопировали методички и распечатки (с подстрочниками), присланные им из синагоги сатаны? К тому же, единообразие фальшивок повышает их "силу воздействия на массы" - разве не так?

Да и вообще, как могла синагога сатаны оставить не сфальсифицированными писания Святых Отцов Церкви, если даже наш скромный форум засланцы СС (Палоп Мацуев, запарашец, свинка Мэри, хуцпоклава, примкнувший к ним Набси и проч.) пообещали извратить, загадить, забанить, заклонировать и пустить на пе? Уж, наверное, на св. Иоанна Златоуста они ВЕКАМИ КОПИЛИ ЗЛОСТЬ И МЕЧТАЛИ ЕМУ ОТОМСТИТЬ И ВСЕ ЕГО СВЯТООТЕЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ПОПОРТИТЬ? И первую же такую возможность никак не упустили бы?

Что может быть более естественного, чем такой вывод?

Наверное, у Вас должны быть какие-то веские причины, чтобы предпочесть столь очевидному и напрашивающемуся выводу иной – притянутый за уши, кощунственный, абсолютно неправдоподобный и ругательно-клеветнический в отношении святого Отца Церкви? Зачем же так?

+1

18

Уважаемый СЕ, позвольте поинтересоваться Вашим мнением о следующем научно-популярном фильме (2024 г.), посвященном генезису интернационала сатаны. Эпиграфом к нему послужили стихи из все той же 8-й главы Евангелия от Иоанна:

Why the Jews Are Not God's Chosen People (2024)

+1

19

"Дорогой и глубокоуважаемый" средний или минисредний европеец, здравствуйте.
Хочу Вас поблагодарить. Ну наконец-то Вы открыли мне глаза на мир. До сих пор, я был уверен, что Спартак - чемпион и что Христос Воскрес. Но Вы сломили эту дамбу консерватизма и я понял, что все святоотеческие мужчины, только то и делали, что доказывали, что талмуд свят.

0

20

Мое предположение основывалось на двух посылках. Во-первых, Иоанн Златоуст в других своих словах и беседах неоднократно предупреждает слушателей против манихеев и подчеркивает неправомерность их способа толковать Новый и Ветхий Заветы. Во-вторых, суждения Иоанна Златоуста о зле и дьяволе, которые можно почерпнуть в его творениях, по смыслу совпадают с суждениями других Святых Отцов, приведенными мною выше.

Цитирую "Беседы о диаволе" Иоанна Златоуста по изданию Творений от 1896 года (том 2, страницы 288-291):
"(дьявол) весьма зол, только не по природе, а по произволу и свободе"
"дьявол получил успех не от своей силы, но от беспечности и нерадения Адама. Вот почему он назван дьяволом (клеветником)! Но клеветать и не клеветать - не от природы, но есть такое действие, которое бывает и перестает быть, появляется и исчезает; а такие действия не входят в состав ни природы, ни сущности"
"Хотите, перейду а к другому наименованию (дьявола)? Увидите, что и оно есть наименование не сущности и не природы. Дьявол называется злым, а злость не от природы, а от произволения; потому что и она то бывает, то перестает быть. Не говори мне, что злость всегда есть в дьяволе: и в нем она не была вначале, но явилась после, почему и называется он отступником"
"Видишь, что слабый от всего терпит вред, а сильный от всего получает пользу, потому что везде виною произволение, везде властвует воля. А дьявол, если хочешь знать, даже полезен нам, только бы мы умели обращаться с ним: тогда он доставляет нам многие выгоды и немаловажные приобретения"
"Не бойся же дьявола, хоть он и бестелесен, потому что он пал, а нет ничего слабее павшего, хотя бы он не был облечен телом; равно как нет ничего сильнее имеющего дерзновение (пред Богом), хотя бы он облечен был в смертное тело"
"Все это сказано мною теперь не для того, чтобы дьявола освободить от обвинений, но чтобы вас отвести от беспечности. Он-то сильно желает, чтобы мы вину наших грехов слагали на него, дабы, питаясь этими надеждами и делая всякого рода грехи, увеличили мы свое наказание и не получили никакого извинения оттого, что на него слагаем вину, подобно тому, как не получила и Ева"

Благодарю за рекомендацию фильма, постараюсь, как появится возможность, посмотреть и отозваться.

0


Вы здесь » Шехина » Метафизика и философия » Учение о "добрых чертях" и "полезном диаволе"