Для всякого толкования необходимо прежде всего определить контекст, задать общие координаты рассуждения. Кажущаяся простота слов Христа в данном случае должна особенно насторожить читателя. Именно легкость буквального толкования, именно те случаи, когда оно, так сказать, напрашивается, по моему опыту, чаще всего предвещают ошибку. Примечательно, что у Святых Отцов можно обнаружить не только различные толкования процитированного места Евангелия, но даже различные его написания, порою содержащие иной смысл, чем привычный нам. Сужу о том по странному толкованию этого места св. Кириллом Александрийским, очевидно, имевшим перед собой текст, несколько отличающийся от нашего (в нём вместо "лжец и отец лжи" стоит "лжец, как и отец его"; в итоге св. Кирилл выводит духовную родословную иудеев не напрямую от сатаны, а через посредство Каина).
Мне, однако, кажется, что суть дела заключается в наших исходных посылках. Если тезисом будет заранее признанное существование "Абсолютного космического Зла", мы, конечно, легко отыщем подтверждение этой мысли в словах Спасителя. Но если, напротив, мы будем исходить из той, как мне представляется, общефилософской истины, что существование Абсолютного Зла невозможно, то придется поискать этим словам какое-то другое объяснение. Многое ведь зависит и от их прочтения. Сделайте ударение не на словах "отец ваш дьявол", а на словах "вы хотите", и на переднем плане окажется именно иудейское желание, воля, которая и усыновляет их дьяволу. Также и между словами "нет в нем истины" и "не устоял в истине" последнее свидетельствует, что и сам дьявол отпал от истины лишь вследствие собственного решения, говоря точнее, ошибочного определения собственных границ.
В каком же смысле хоть что-нибудь здесь можно назвать абсолютным? Предположим, что "абсолютность зла" означает его бесконечность, своего рода бездонность, что здесь просто подразумевается "билет в один конец". Вспомним, что согласно святоотеческому учению, бесы не могут покаяться: их падение, их злое самоопределение все равно что смерть для грешного человека - после нее надежды уже нет: "...чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти" (Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры"). Но все-таки "безвозвратный" и "сгинувший" совсем не то же, что абсолютный. Можно погибнуть из-за ошибки, но сама ошибка от этого не приобретет ни субстанционального, ни космического значения и не потеряет своего относительного, местного характера. В общем, мне кажется, что у слов "абсолютный" и "космический" слишком много смыслов, которые никак не сводятся к одной безвозвратности, единственно допустимой в данном случае, с метафизической точки зрения. Если я не прав, то, пожалуйста, укажите мне на ошибки.
Поскольку уважаемый Денис заподозрил меня в позитивизме, поясню, что под "положительными учениями" имел в виду учения ортодоксальные, метафизически точные. Таковым для нас является святоотеческое учение. В писаниях Святых Отцов, а вовсе не у одних только "средневековых католиков", каждый может найти полезные сведения по нашему вопросу. Специально для уважаемого Дениса я составил небольшую подборку определений из книг, что были под рукой
Григорий Нисский, "Большое огласительное слово":
"Невозможно представить иного происхождения порока, кроме отсутствия добродетели"
"Различие добродетели и порока представляется, не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Напротив того, как несуществующему противополагается существующее, и нельзя сказать, будто бы несуществующее ипостасно отличается от существующего, утверждаем же, что небытие противоположно бытию; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели, не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего... порок усматривается в лишении добра, как бы некая тень появляющаяся по удалении луча"
"Всякий же порок, не как что-либо само по себе существующее и оказывающееся самостоятельным, имеет ту отличительную черту, что он есть недостаток добра"
"...зло - одно только отчуждение от добра"
Дионисий Ареопагит, "О Божественных именах":
"зло, будучи злом, никакой сущности и рождения не производит, и только по мере сил причиняет зло и порчу лику сущего. Если же кто-то скажет, что оно способно порождать бытие и что, разрушая одно, оно дает бытие другому, следует истинно ответить, что не оно в той мере, в какой разрушает одно, дает бытие другому, но что в той мере, в какой оно разрушение и зло, оно только разрушает и причиняет зло, бытие же и сущность появляются благодаря Добру"
"И если уж осмелиться сказать истину, то - и то, что борется с Ним, и существовать и бороться может лишь Его силой. Более того, скажу коротко: все сущее, поскольку существует, представляет собой добро, происходящее из Добра, а поскольку лишается Добра, не представляет собой добра и не существует"
"...ни свойственное демонам, ни нам свойственное зло не представляет собой сущее зло, но есть лишь недостаток, отсутствие полноты свойственных нам благ"
"Но и демоны по природе не злы. Ибо будь они злы по природе, они были бы не от Добра, не в числе сущих, не из благих, изменивших свою природу, и были бы вечно злы"
"И они (демоны) не совершенно непричастны Добру, поскольку существуют, живут, думают и вообще у них есть какое-то движение желания. Что они злы, говорят из-за того, что они оказались неспособны к соответствующей их природе деятельности. Их зло - это отступничество, уход от того, что им подобает, упущение, несовершенство и бессилие, ослабление, отступление и отпадение от создающей их совершенство силы"
Максим Исповедник, примечания к вышецитированному трактату Дионисия:
"Потому же и богоборцы допускаются - потому что все в целом существует по причине Добра. Ибо то, что не лишено Добра, но становится частично лишенным Добра, дает чему-то возможность причаствовать Добру целиком. Ибо не частичное, но полное лишение Добра есть зло. А не частично, но полностью Добра лишенного, - такового и не было, и нет, и не будет, и быть не может"
"...(демоны) не добры не потому, что такой была сотворена их природа, ибо из Добра они произошли добрыми, но потому что они проявили слабость в своем природном действии"
Иоанн Дамаскин:
"...зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение" ("Против манихеев")
"...зло есть не что иное, как лишение добра и уклонение от естественного к противоестественному; ибо нет ничего злого по природе; так как вся елика сотвори Бог, в том виде, как оно произошло, добра зело (Быт. 1, 31); (значит) и все, пребывающее в таком виде, как оно создано, добра зело; все же, добровольно отступающее от естественного и переходящее в противоестественное, оказывается во зле <...> зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, т. е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех" ("Точное изложение православной веры")
"...они (демоны) не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его домостроительства" ("Точное изложение православной веры")
Симеон Новый Богослов, "Слова нравственные":
"Призывая его к покаянию, Бог говорит: "Кто возвестил тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?". А поскольку тот не захотел произнести "согрешил", но, напротив, еще и выставил причиной произошедшего Самого Бога, все устроившего "хорошо весьма", потому что сказал: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел", а та опять переложила вину на змея, а покаяться и припасть к Владыке или просить прощения они вовсе не захотели, то Он выпроводил их... из самого рая, чтобы они жили на этой земле изгнанниками и чужестранцами"
Фома Аквинский, "Сумма теологии":
"быть причиной подобает исключительно благу: поскольку ничто не может быть причиной, если оно не является сущим, а всякое сущее как таковое благо"
"Формальной же причины зло не имеет, но есть скорее лишенность формы. Это же относится и к целевой причине — зло скорее есть лишенность порядка по отношению к должной цели"
"из сказанного выше очевидно, что нет единого первоначала зла так, как существует единое первоначало блага"
"поскольку [некое] благо всегда сохраняется, — невозможно, чтобы существовало целостное и совершенное зло. Поэтому Философ и говорит в IV книге "Этики", что если бы зло было целостным, оно уничтожило бы само себя: ведь при уничтожении всякого блага (что требуется для целостности зла) устранялось бы и само зло, субъектом которого является благо"
"смысловое содержание зла несовместимо со смысловым содержанием первоначала"
"поскольку зло есть лишенность блага, как явствует из сказанного (Там же), оно противоположно тому благу, к которому присоединена потенция, а не высшему благу, которое есть чистый акт"
"ни о каком сущем не говорится как о дурном по причастности, но только — [как о дурном] через лишенность причастности. Поэтому редукция к тому, что является злом по сущности, не необходима"
Отредактировано Средний европеец (Пятница, 1 ноября, 2024г. 13:21:02)