Из письма одного православного христианина к другому. (Письмо было написано давно).
«…Я, как ты знаешь по прошлому, несколько последних лет интересуюсь вопросом – как наша Православная Церковь смотрит на допустимость-недопустимость убийства православному христианину.
Возникла эта тема в связи с событиями в России. В связи с убийствами и насилием над невинными людьми, которые сейчас массово совершаются в России пришлыми народами – в основном кавказцами и азиатами. Убийством русских. Калечением и убийством русских парней. Насилием и убийством русских девушек. (Под русскими подразумеваю – кроме этнических русских – представителей любого иного племени, которые выбрали добрососедское сожительство с русскими, на русской земле, уважающих русский народ, русскую веру, традицию, русскую государственность и являющихся сотрудниками русских в построении общества и государства.)
Народная душа не может взирать на это спокойно.
ХРИСТИАНСКАЯ ДУША НЕ МОЖЕТ ВЗИРАТЬ НА ЭТО СПОКОЙНО.
Что нам делать?? Что нам делать, если стоит вопрос о жизни и смерти наших близких, наших друзей и родственников, наших единоверцев и единоплеменников, нашей жизни в конце-концов?!!
Но, многие современные христиане – особенно у нас в Церкви – воспитанные в слабости духа (даже в Церкви!!!) имеют какое-то внутреннее табу на рассмотрение этого вопроса и применимости его в соответствующей ситуации.
До сих пор не встречал в православной литературе или на православных форумах серьёзного обсуждения этого вопроса. Насущного в реалиях русской жизни. Может это обсуждение и есть, но я не встречал и в гугловском поиске не много нашёл. Сам размышлял, вспоминая Священное Писание, Жития Святых, Святых Отцов, Богослужебные тексты. Пришёл к некоторым выводам, но не имел возможности поговорить об этом с кем-нибудь.
На днях, нашёл всё же на одном из православных форумов ответ одного молодого священника, который полностью совпал с тем, к чему пришёл и я.
Сейчас пытаюсь связаться с этим отцом.
Привожу его ответ на вопрос: «Убийство – это грех или не грех?»
«В истории Народа Божия и Церкви Христовой были убийства по повелению и благословению Бога. В Ветхом Завете это священная война за Землю Обетованную, подвиг Финееса. В Новом Завете можно привести такие примеры: мч. Нестор Солунский, который по внушению Духа и благословению вмч. Димитрия Солунского убил гладиатора, убивавшего Христиан; мч. Меркурий Смоленский, который по повелению Божией Матери вышел за стены Смоленска для боя с татарами; прп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя; свт. Лев Катанский, который чудесным образом сжёг волхва, удерживая его омофором и стоя вместе с ним в пламени.
И вообще воины, которые сражаются на оборонительной и освободительной войне, т. е. защищают жизнь и честь своих ближних, совершают праведное дело.
Однако, есть каноническое правило, которое предполагает для воинов, бывших на войне, трёхлетнюю епитимию, что на практике всё же не применялось.
И царю Давиду, который был праведен и вёл, как правило, праведные войны, Бог всё же не благословил построить Храм, поскольку он проливал кровь.
Так вот, я выскажу своё мнение, как я понимаю соотношение убийства и греха. Пусть отцы меня поправят, если я ошибаюсь.
Дело в том, что в праведном, согласном с волей Божьей, убийстве (я здесь говорю только о таких случаях, поскольку о всех остальных случаях ясно говорит Заповедь Бога: "Не убивай" (Исх. 20, 13)) следует различать два момента:
Само убийство как факт, совершённое дело. И оно не осуждается, не является грехом, если согласно с волей Бога.
Но дело в том, что к факту убийства, к самому деянию, как правило, неизбежно, в силу повреждённости нашей природы, примешивается некое психологическое сочувствие пролитию крови. Происходит некое движение души в сторону кровожадности, в некоторой степени увлечение выстрелом, ударом клинка, отрубленной головой, нанесённой раной, пролитой кровью. Вот это животное движение души даже при праведном убийстве плюс ярость и ненависть, которые тоже примешиваются, и делает руки (душу) человека осквернёнными пролитой кровью. А не сам факт убийства, если оно праведно.
Поэтому, теоретически может быть убийство, в котором не надо каяться, – которое согласно с волей Бога.
Но практически, даже праведное убийство оскверняет душу в силу повреждённости нашей природы, и, соответственно, требует покаяния.
В качестве пояснения и уточнения:
Я думаю, что не может быть верным и приемлемым принцип «выбора меньшего зла», как часто рассуждают. Зло – оно и есть зло. Бог не может желать, делать или выбирать «меньшее» зло. Не может и не должен этого и Христианин.
Я уверен, что в каждой ситуации есть вариант выбора, который злом не является. Критерий простой. Это тот вариант, который соответствует воле Бога, — как Он хочет, чтобы человек в данной ситуации поступил.
В случае, когда предстоит или возможно убийство, человек просто должен понять, соответствует ли воле Бога, чтобы он это сделал. В большинстве случаев – нет, поскольку есть прямая Заповедь «Не убивай».
Но есть особые случаи, когда Бог требует от человека иного. И в таком случае это не может являться грехом или "меньшим злом", поскольку соответствует воле Бога.
Другое дело, что смерть сама по себе не приятна Богу, является несовершенством, последствием греха, но не самим грехом.
А вот причинение смерти вопреки воле Бога – это грех.
…
Я уже пояснил, что не сам факт убийства является злом и грехом (речь только об особых случаях, когда убийство происходит по воле Бога; во всех остальных случаях сам факт убийства является грехом как нарушение Заповеди). Ведь, и Ангелы убивают по Его воле. А то состояние и движение души, которое сопутствует факту убийства, паразитирует на нём, в силу повреждённости нашей природы.
И это не безусловно обязательно. В принципе, убийство по воле Бога может и должно быть совершено без тех движений души, которые оскверняют душу. И такие примеры, я думаю, бывали. Те же самые свт. Лев Катанский, мч. Нестор Солунский, мч. Меркурий Смоленский, возможно, и не допустили греховного движения души в момент убийства (это знает Бог). Соответственно (если это так), не осквернили рук пролитой кровью, хотя и пролили кровь.
Но человек менее духовный, например, воин на оборонительной войне, если совершает и праведное убийство (ради защиты ближних), просто в силу своего несовершенства не избегает при этом греховных движений души, хотя и должен и в принципе может это сделать, которые оскверняют душу пролитой кровью. Т. е., проще говоря, примешивает грех к исполнению воли Божией, хотя мог бы этого избежать, если бы вёл более ревностно духовную жизнь.
Добавлю ещё по теме, что даже оборонительный или освободительный статус войны не может являться оправданием для любого убийства на ней. В каждом конкретном случае человек должен стараться понять волю Божию, как Богу угодно чтобы он сейчас поступил.
И уж тем более Христианин не должен участвовать в войне, которая не является оборонительной или освободительной.
Только воля Самого Бога, а не приказ начальства или государства может санкционировать убийство. И Христианин не должен такой приказ выполнять, который противоречит Заповеди "Не убивай", если иное не оговорено Самим Богом…»
Не забудем, что и Ангел Смерти – это Ангел Господень. Херувим.
А не – как думают обыватели – демон.
Ангел Смерти – это Ангел Господень.