'' - ... После той прискорбной ссоры с Уляшовым и изгнания с кафедры Броткин на какое-то время угодил в психиатрическую больницу. Натурально повредился умом, забыл, как говорится, мат Легаля. Александр Сергеевич всегда был очень честолюбив, у него масса амбиций - и они сожрали его изнутри. Объективность, ясность мышления, умение делать выводы - все постепенно пропало, утонуло в потемках безумия, в эманациях одной и той же навязчивой идеи. Это же паранойя в чистом виде! Уже много лет Броткин - озлобленный, нелюдимый, физически и душевно больной - пытается вербовать наивных юношей, говорит каждому, что тот ''поцелован Каиссой'', ''избран для великих дел'', перстом Бога и самим Провидением направлен к Броткину и единственный достоин знать страшную тайну. ''Страшную тайну!'' Жуткую чепуху, в которую не поверит никакой здравомыслящий человек! Что-то про ''ничейную смерть'' шахмат, которая якобы вот-вот наступит, про секретные статьи Крамника, в которых будто бы есть доказательства, про Фишера, который ''все понимал'' и потому изобрел шахматы-960. Но, заметьте, Кирилл, никто никогда не видел этих статей Крамника! Из библиотек всей страны они, мол, похищены некими загадочными силами, а собственные копии Броткина как раз куда-то подевались. Впрочем, Александр Сергеевич великодушно готов пересказать содержание ...''
''... И все, кто знал когда-то Броткина, кто отважился прийти и проводить его туда (за восьмую горизонталь), всхлипнут пару раз над свежей могилой, выпьют, не чокаясь, теплой водки и поедут на автобусе назад - мимо убогих домов по грязной улице... хм, что это за улица?.. улица имени Салова. (Как символично! Валерий Салов, тоже когда-то (в начале 1990-х) считался молодым гением с блестящим будущим: третий по силе гроссмейстер мира после Каспарова и Карпова. И тоже был в одночасье вышвырнут из шахмат после конфликта с мэтром (с Каспаровым), и тоже не пережил этого, совершенно сошел с ума, погрузился, как и Броткин, в дикую конспирологию. Но если Александр Сергеевич помешался на теме ''ничейной смерти'', то Салову везде мерещился ''еврейский заговор'': якобы все партии знаменитых матчей Каспарова с Карповым - фальшивые, и движения фигур на доске нужны совсем не для выявления победителя, но для трансляции в ноосферу зашифрованных каббалистических символов. Какой бред! Впрочем, время все расставило по своим местам; теперь никто не помнит о мрачных чудачествах Салова, зато созданные им шахматные шедевры знакомы каждому школьнику. Вот и улицу (пусть не центральную) в честь Салова назвали...''
