Когда и как началась театрально-кинематографическая карьера Виктора Корчного? Ответ всем отлично известен – в начале 1970-х годов, исполнением одной из главных ролей в снятой на «Ленфильме» картине «Гроссмейстер» (1972).
In 1972 I happened to do some acting, in a professional studio, for a film. This was a film about chess, and was called “Grandmaster”. It told of a boy who became a grandmaster, and I played the role of his trainer. The very fact that a film about chess was made was a good thing. But the film itself turned out to be rather poor. It was not by accident that I was praised as being the best actor in the film. After all, I was playing in a professional company, among some really talented actors. It can happen that way; if the script is primitive, then even the actors have no means of expressing themselves. Nevertheless, the film was a success among chess players in the USSR and in Eastern Europe.
V. Korchnoi “Chess is my life”
Корчной, Таль, Тайманов, Мягков в фильме Гроссмейстер (1972)
Хотя Виктор Львович резко критически отозвался о сценарии (Леонид Зорин) и художественных достоинствах картины (режиссер – С. Микаэлян), надо признать, что «Гроссмейстер» - один из немногих фильмов о шахматах с захватывающим чисто шахматным содержанием. Он интересен не столько фабулой и интригой (действительно, очень уж по-советски схематичной и безжизненной), сколько демонстрацией психологии борьбы и мучительной подготовки к ней.
Мастерски, даже гроссмейстерски, оказалась подобрана шахматная фактура для кульминационного момента фильма – поединка главного героя (А. Мягков) с анонимным шведским гроссмейстером в претендентском матче. Основой послужила гениальная комбинация Ратмира Холмова, исполненная в партии с Владимиром Алаторцевым из 16 ч-та СССР (1948). К сожалению, в реальной жизни она не получила достойного завершения за доской, а выигрывающие варианты были найдены позднее, в анализе.
Монолог Хлебникова
«Виктор меня убьет за безумие, никогда не встретиться с чемпионом, никогда. Время мое уходит, его все меньше. А вдруг это к лучшему - сколько можно бороться? Нет, нет, нет, надо решаться, пора! Или-или, вот он, тот ход, единственный, который решает все - партию, матч, судьбу. Еще не поздно, еще можно отказаться, это будет самое умное… Прости меня, Виктор, простите все – это сильнее меня, сильней.»
Судьба картины тоже необычна – после отъезда Виктора Львовича Корчного на Запад, ее немедленно сняли с проката, что, разумеется, немало способствовало как популярности самого фильма, так и его главной шахматно-кинематографической звезды. Для нас же важнее всего тот факт, что Корчной не только показал в 1972 году неплохие актерские способности, но и прошел профессиональную школу лицедейства, в труппе весьма талантливых советских мастеров наиважнейшего из мессианских искусств - кино. Что должно было ему очень пригодиться в его дальнейшей «шахматной карьере». В данном случае просматривается явственная параллель с биографией А.А. Алехина – также большого кинофила и лицедея.
Не правда ли, интересно, что актерский опыт 40-летнего ленинградского гроссмейстера так точно совпал по времени и с падением его шахматной силы, и с международным запуском киппур-каппаросного проекта (1971-73), и, что совсем уж неожиданно, с космическим взлетом его последующей шахматной карьеры! В мире шахмат начали твориться большевицкие кинематографические чудеса.
Чем еще можно было бы объяснить подобный парадокс – ведь игроки агрессивно-счетного и даже порой авантюрного стиля, как у Корчного, никогда не были «долгожителями шахматной сцены», поскольку первым признаком шахматного старения всегда оказывается ослабление счетных способностей, неизбежное для всех профессионалов, переходящих черту 40-летия, а иногда наступающее гораздо раньше.
Между тем, Виктор Львович не только не ослабел с возрастом, но начал «подкручивать» еще пуще прежнего, как будто откуда-то получил дополнительные резервы энергии. Его счетные способности как будто и не пострадали вовсе.
У Корчного не просто открылось «второе дыхание», но в следующих трех претендентских циклах он три раза подряд становился, фактически, вице-чемпионом мира! Причем, этот феерический, сногсшибательный успех настиг его как раз в тот момент, когда уже казалось, что на спортивных выступлениях пора было поставить крест (или, вернее, могендавид).
The succession of failures in 1969-70 caused me serious anxiety, for the next World Championship Candidates’ cycle was coming up. I sought ways to enliven my rather jaded play, and regain my fighting form.
V. Korchnoi “Chess is my life”
Не менее любопытен и тот факт, что в те же самые годы у Корчного проснулся интерес к… астрологии. Он сам в этом признавался в главе «Продолжение спада» из упомянутой автобиографии:
The Decline Continues
My short match with Matulovic, played in the USSR-Yugoslavia match in Ohrid, sticks in my memory. On the whole I used to play indifferently against Matulovic. For some reason I found it difficult to get him out of the books. On this occasion I was in a very cordial mood. I remember that I was interested in astrology, and it was predicted that everything would be fine during those few days. As a result I played light-heartedly, and scored only half a point out of two. I was forced to put the pressure on in the two remaining games, which I managed to win. Matulovic, however, remained happy with the result.
В этот же самый переломный период его биографии (начало 1970-х) случилось не менее поразительное событие – произошло сближение Корчного с совсем еще юным Анатолием Евгеньевичем Киппуром, с будущим верным другом-соперником и партнером по ритуальным кинематографическим чудесам.
С какой стороны ни посмотрите, но союз этот из разряда самых невероятных. А между тем, сближение произошло по всем направлениям сразу. В эти годы у двух К общий тренер – Семен Абрамович Фурман, они играют друг с другом какие-то закрытые тренировочные матчи, совершают совместные путешествия заграницу на международные шахматные турниры, встречаются в одних компаниях и даже, похоже, интерес к астрологии и гаданиям на мессианской кофейной гуще пробудился у них одновременно. Рассказывает Анатолий Киппур:
Но любопытно вот что. До этого мы с Виктором Львовичем встречались в общих компаниях. И перед межзональным турниром в начале 1973 года кто-то предложил загадать, кто встретится в финале претендентов на первенство мира. Каждый написал свой прогноз, и Анатолий Петрович Тупикин, председатель федерации шахмат Ленинграда, эти конверты собрал. А когда закончились полуфинальные матчи, вскрыл их, и — удивительно! — единственный, кто точно предугадал, был Корчной. Он написал: «Корчной — Карпов». После чего прервал со мной всякие отношения...
http://www.itogi.ru/nashe/2011/4/161003.html
Ведь это же не Ленский с Онегиным сошлись, не Коробочка с Собакевичем, не Том Круз с Пенелопой Крус – двух будущих корифеев всемирных шахматных сплавов разделяла вполне реальная бытовая, мировоззренческая, образовательная, культурная и псевдорелигиозная пропасть (опять же, если верить официальным биографиям обоих гроссмейстеров).
Один – простой рабочий паренек, воспитанник «ленинского комсомола», «наш, советский характер», «уральский самоцвет», страстный коллекционер марок и любитель «симбирских пельменей», с самыми непритязательными культурными запросами, заботами родной коммунистической партии с детства не ведавший ни вредных привычек, ни высоких чувств, ни глубоких мыслей.
А.Е. Киппур с опытными месопотамскими тренерами: Е.П. Геллером и С.А. Фурманом
Другой – столичный шахматный мэтр, на 20 лет старше по возрасту, яркий представитель питерской богемы, завзятый эпатажник, картежник и курильщик, личность, безусловно, «творческая» (в том самом, наихудшем советском смысле слова), хотя коммунист и даже «любимец партии тов. Троцкого», но совершенно иным, не уральским, а синайским теплом согретый. А «Синай», как любит объяснять рав Лайтман, есть синоним ненависти.
Эти же различия характеров были позднее прекрасно отражены в известной строфе Леонида Сергеева:
И вот они сидят: один - кумир народа,
Что пьет кефир в критический момент.
Другой - злодей без племени и рода,
С презрительною кличкой «претендент».
В моем вольном переводе:
And here they are: the idol of the sheeple,
Who drinks a creepy yoghurt by mandate,
Another - yid without tribe and kippah
Under a scornful handle “candidate”.
Казалось бы, при такой несопоставимости и несовместимости жизненных и творческих установок, что их вообще могло объединить в «Gens Una Sumus»? Куда логичнее и естественнее было бы ожидать самого ревностного, неприязненного или прямо враждебного отношения со стороны коммуниста Корчного к уральскому выскочке-комсомольцу «Карпову». Ведь здесь же не только соперничество за «место под вавилонским солнцем» СССР-Египта-Мицраима, здесь конфликт (вроде бы) носил характер «столкновения двух систем», двух мировоззрений, двух враждебных друг другу метафизик.
На финальном матче претендентов, Москва 1974 г.
Ан нет, сформировался не просто дружеский блок «коммунистов и беспартийных», но двум ленинградским гроссмейстерам был доверен в октябре 1973 года один из самых беспардонных ритуальных сплавов в истории советских шахмат, приуроченный к монументальной важности договорной «войне Йом Киппур» – я имею в виду, конечно, подробно мною описанный ранее поединок «Корчной-Карпов» из 6-го тура 41-го ч-та СССР в Москве.
«Вариант Львовича» («Bar Lev Line» – израильская песчаная «линия Мажино» на Синайском полуострове в войне Йом-Киппур), поистине эпохальный сплав. С его подробным разъяснением можно ознакомиться у нас на форуме: Kasparov-Kapparos Political Myth Debunked
Как любил повторять демон ВИЛ, «факты – упрямая вещь». А все факты, куда ни взглянете, указывают в одном и том же направлении: в начале 1970-х годов в шахматной карьере Виктора Львовича Корчного начали действовать два мощнейших фактора, определившие его последующие феноменальные спортивные успехи:
1. Фактор допинга и «парапсихологии».
2. Театральный фактор ритуальных сплавов.
Прежде чем продолжить наши горестные заметки, посвященные памяти Злодея, приглашаю вас, дорогие друзья, еще раз оценить замечательные актерские дарования ушедшего чемпиона, коммуниста-международника и агента синагоги сатаны Виктора Львовича Корчного, столь ярко запечатленные в кино-эпопее «Гроссмейстер». Думаю, он нисколько не уступил Андрею Мягкову по качеству исполнения доверенной ему партией роли. А в последующих многочисленных сериях картины, уже перешедшей в жанр риэлити-шоу («Москва-74», «Багио-78», «Мерано-81», «Лондон-83» и т.д.), даже и превзошел. Обмануты оказались почти все.
Финальная сцена, партия Алаторцев-Холмов, в варианте Хлебникова
Вот так и стиралась постепенно грань между вымыслом и реальностью.